ЗА ГОД МОЛОКО В КАЗАХСТАНЕ ПОДОРОЖАЛО НА 22%, ТОЛЬКО ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ПОЛУГОДИЕ РОСТ СОСТАВИЛ 17%. НЕПРИЯТНО УДИВЛЯЮТ ПОКУПАТЕЛЕЙ БУКВАЛЬНО КАЖДЫЙ ДЕНЬ НОВЫЕ ЦЕННИКИ В МАГАЗИНАХ И НА СЫР, ТВОРОГ, СЛИВОЧНОЕ МАСЛО. А ТУТ ЕЩЁ ПРОШЛО СООБЩЕНИЕ, БУДТО БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ МОЛОЧНЫЕ ЗАВОДЫ РИСКУЮТ ЗАКРЫТЬСЯ [газетная статья].
О причинах происходящего и о развитии ситуации с самой безгрешной на свете жидкостью наша беседа с Владимиром Кожевниковым, исполнительным директором Молочного союза Казахстана.
ВСЁ В ЭТОМ МИРЕ НЫНЧЕ СВЯЗАНО
– Владимир Николаевич, Высоцкий пел, что «ходят слухи, будто все подорожает, а особенно поваренная соль…», но у нас уже не слухи, а реальность. Почему под удар попало молоко?
– А чем оно хуже остальных продуктов питания? Если в два раза взлетает цена на сахар, на треть – на растительное масло, становится дороже мясо, хлебобулочные изделия, овощи, фрукты… С начала известных событий между Россией и Украиной, с введения западных санкций против РФ сломались логистические цепочки, товары теперь движутся по другим маршрутам, более дальним и затратным. А мы связаны друг с другом по целому ряду технологических моментов. В России на 35% подорожала упаковка для расфасовки молочной продукции, это отозвалось дополнительными расходами и для нас, поскольку мы получаем упаковочные материалы от соседей.
– Глобализация обнаруживает побочные последствия, как только где-то возникает сбой, и нет собственных возможностей для полного цикла промышленного процесса.
– В этой ситуации Казахстан не одинок. У нас плотные связи с ФАО, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, поэтому мы в курсе, что в мире молокосырьё подорожало на 35%, так что мы часть мирового тренда.
УДОЙНАЯ СИЛА
– Есть чем утешиться…
– У нас свои особенности, и главная в том, что 70% этого продукта производится в частном секторе. Сегодня объёмы сырого молока упали от 5 до 7%, заводы уже испытывают его дефицит. Больше всего молока и сливок за пять месяцев этого года произвели на севере страны – 75,5 тысячи тонн, в Алматинской области – 44 тысячи, в Акмолинской – 34 тысячи тонн. Как видите, показатели разнятся основательно.
– Коровы бастуют?
– Бурёнки ни при чём. Дорожают корма, скот становится невыгодно держать в личных подсобных хозяйствах. Труд нелёгкий, затратный, а нормальных денег не приносит, вот семьи и сокращают поголовье до одной-двух коров. Только для себя. Когда ездишь по сёлам, собирая удои, то это отчётливо видишь. Себестоимость молока в малых хозяйствах увеличилась на 65%, в крупных – до 20%. Стоимость переработки выросла на 30%. В результате производство у средних хозяйств снизилось на 17%, у малых – на 33%. Падение объёмов началось ещё с 90-х, мы, по сути, и не восстановились, как хотелось бы. В отличие от той же России, которая догнала объёмы по молоку и в производственных комплексах, и в частном секторе. Не говоря уже про Беларусь, она планку не только удержала, но и повысила, не дав развалиться крупным молочным комплексам, созданным во времена Союза. А мы по-прежнему топчемся на месте, опираясь на мелкого частника и всего лишь на треть сохранившихся больших фермерских объединений. Страна остаётся импортозависимой по продукции глубокой переработки – сыру, маслу и особенно сухому молоку, до 85% мы завозим его со стороны.
– Но разве опыт соседей, как выживать во время перемен, не подаёт пример казахстанскому бизнесу – идти в село, инвестировать в эту сферу производства?
– Нашим предпринимателям сразу подавай максимальную выгоду, а тут производство, по крайней мере вначале низкомаржинальное. К тому же, как говорит Иван Сауэр, известный казахстанский организатор сельскохозяйственного производства, директор ТОО «Агрофирма «Родина», ты должен научиться спать стоя. Это правда, сложная отрасль, которую порушить можно быстро, а восстанавливать придётся долго. К сожалению, государственная поддержка сельского хозяйства составляет от валового продукта всего 3%. Для сравнения, в России – 10%, в Беларуси – 17%. Тем не менее у нас есть и успешные предприятия. Та же агрофирма «Родина». Более десяти лет у них работает молзавод, за сутки перерабатывая до 30 тонн молока собственного производства от высокопродуктивного скота зарубежной селекции. Молочная продукция «Родины» отличается высоким качеством и конкурентоспособностью.
Не менее успешно идут дела в товариществе «Зенченко и К», ещё одного лидера по производству молока в Казахстане, владеющего 12 тысячами голов лучших пород скота, семью молочно-товарными фермами и собственным молокоперерабатывающим заводом в Петропавловске.
МОЖЕТ, КАРТОЧКИ ВВЕСТИ?
– То, что не бывает осетрины второй свежести, относится, видимо, и к молоку. Каким образом его качество достигается?
– В Казахстане общие удои составляют около шести миллионов тонн, из которых до миллиона восьмисот идёт на переработку. Оборудование у наших заводов в основном современное, зарубежное, высокого технического уровня. В этом плане мы не отстаём ни от России, ни от Беларуси. При хорошем качестве молока продукция получается отличная.
Хотя тут не без проблем. Разные сдатчики, неоднородная структура стада. По этой причине исходный продукт, система его сбора и хранения, доставки на заводы чреваты потерей качества и безопасности. Владельцам личных подсобных хозяйств необходимо соблюдать элементарные санитарные нормы: нельзя доить в пластмассовое ведро, потому что в микротрещинах собираются микробы, молоко необходимо сразу же охладить и процедить. И конечно, емкость, которую несут на заготовительный пункт, надо прикрыть чистой марлей, чтобы сохранить от попадания пыли. Нельзя сдавать молоко от коровы, которая только что прошла лечение.
К сожалению, не все сдатчики эти требования выполняют, что выясняется при анализах в заводских лабораториях. Молочное сырьё из частного сектора условно называется товарным, его характеристики по качеству и безопасности достаточно низкие. Вот вам ещё один аргумент в необходимость создания высокотехнологичных и объёмных комплексов.
– Вернёмся к тому, с чего начали разговор, с подорожания молочных продуктов. Оно продолжится?
– Молоко и часть его производных относятся к социально значимым продуктам и от повышения цен защищаются местными исполнительными органами, что важно для малообеспеченных слоёв населения. Это с одной стороны. А с другой – ведь и законы рынка никто не отменял. Предприятия от сдерживания цен несут потери и зачастую остаются на плаву только благодаря линейке доходных видов типа мороженого, йогуртов, смузи и прочих изысков. Но есть же предприятия, работающие только на социалку. Как им удерживаться в ценовой нише, проще говоря, выживать?
– Какой выход видите вы?
– Наш союз отправил ряд предложений в правительство. Нам сложно попасть в торговые сети. Например, в Беларуси есть указ президента о том, что 80% полок в магазине должны быть заполнены отечественной продукцией. Нам необходима такая же система.
Мы отстаиваем стратегию государственной поддержки социально незащищённых граждан. Нельзя в условиях рыночных отношений перекладывать её на производителей, которых надо всячески оберегать и поощрять. Почему бы, скажем, по примеру США для категории малообеспеченного населения не ввести карточки? Они там называются фудстемпами и покрывают расходы на продукты первой необходимости 40 миллионов низкооплачиваемых граждан.
Лично я вижу социальную ответственность бизнеса в создании рабочих мест, в интенсивном развитии производства, своевременной уплате налогов для пополнения госбюджета, что и приводит в итоге к поднятию уровня жизни всего общества, где каждый осознает и выполняет свою задачу.
Светлана СИНИЦКАЯ