Все мы родом из детства. Многие качества характера ребенка закладываются под влиянием обучения и воспитания. В том числе и под влиянием прочитанных или услышанных в детстве сказок.
О том, как персонажи сказок влияют на формирование черт личности у детей, нам рассказала доктор наук PHD Наталия Товма:
- В казахской народной сказке показаны идеалы народа, они воспитывают человека, возвышают его, придают силу, с их помощью люди начинают верить в себя. Им кажется достижимыми те вещи, которые, казалось бы, были невыполнимы. В некоторых сказках автор рассказывает нам про богатых и бедных, и иногда простой человек оказывается умнее богатого. Подобные сказки относятся к социально-бытовым. Среди героев казахских сказок один из самых известных - Алдар-Косе. Сказки про него воспитывали, учили нести ответственность за свои поступки, добиваться своей цели при помощи смекалки и интеллекта.
- Чем отличается бытовая сказка от волшебной?
- Бытовые сказки достаточно близки к реальной жизни. В них нет волшебства, магических предметов, всемогущих помощников. Автор сатирически показывает жадность, невежество, подлость людей, их глупые и алчные поступки. В таких сказках высмеивают людскую леность, глупость, жадность, стяжательство, подлость. Эти сказки выразительны, лаконичны, в них есть юмор. Популярным персонажем бытовой сказки является Алдар-Косе. Он родился в бедной семье, но будучи очень находчивым и хитрым, защищает бедных и, с помощью ловкости и ума, обманывает и наказывает жадных богатых людей, глупцов, лентяев и даже чертей.
- Можно ли провести параллель между этим персонажем и Робин Гудом?
- В определённой мере да. Робин Гуд, герой английского эпоса, также отбирал деньги у богатых и отдавал бедным. Но разница в том, что оружием Алдар-Косе являются не лук и стрелы, как у Робин Гуда, а острое слово и ум. Образ этого безбородого обманщика также появляется в фольклоре у туркменов, киргизов, узбеков и татар.
- Есть ли персонажи, похожие на Алдар-Косе, в сказках других народов?
- Подобные персонажи существуют, но у каждого народа они имеют свои особенности. Это Пулу-Пуги — у армян, Джоха — у арабов, Ходжа Насреддин — у некоторых восточных народов, в том числе и у казахов, у каракалпаков – это Омирбек. Он также есть в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур. Ахмет-акай — у крымских татар, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Мушфике — у таджиков, Кемине — у туркменов, Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев, Хитрый Пётр — у южных славян, Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя) — у евреев-ашкеназов, Пэкалэ — у румын.
Юлия КАЦМАН