КАК ГРАЖДАНИНУ КАЗАХСТАНА ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА, ЕСЛИ, К ПРИМЕРУ, ОНИ НАРУШАЮТСЯ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ? СЕГОДНЯ, КОГДА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЛИ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ЧАСТНЫХ ЛИЦ, ТАК И ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ, НЕРЕДКО ВОЗНИКАЮТ ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ В ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С БАНКАМИ И ДРУГИМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ [газетная статья].
На днях департамент защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, совместно с представителями Верховного суда РК провёл онлайн-встречу с банками, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами. Речь шла о применении в судебной практике поправок в законы о банках и банковской деятельности.
По данным агентства, за 6 месяцев 2022 года в финансовые организации за реструктуризацией займов обратилось 78,2 тыс. заемщиков, из которых более чем половине, 50 тыс. заемщиков, одобрены изменения в действующие договоры банковского займа (отсрочка платежа, снижение ставки вознаграждения, пролонгация срока займа, частичное либо полное прощение долга и т. д.). Это говорит о том, что людям, которые брали ранее кредиты и теперь в силу ухудшающейся экономической ситуации вынуждены просить об отсрочке их погашения, есть все правовые возможности доказать обоснованность своих просьб.
Так, с начала года в суды поступило более 30 тыс. исков по банковскому договору, МФО, договору факторинга. Суды прекратили производство по 4300 делам в связи с примирением, из которых по 41 делам истцы отказались от иска. Следовательно, 4300 требований могли быть разрешены банками и МФО при надлежащей досудебной работе без вовлечения граждан в орбиту судопроизводства.
Александр Терентьев, директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг, отметил: «А в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора после возбуждения дела суды оставили без рассмотрения около 600 исков, 400 исков возвращено по заявлениям истцов».
Он добавил, что, если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа, он вправе обратиться в агентство. При этом обязательно нужно предоставить доказательства своего обращения в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения.
Алгоритм действий предусматривает также досудебное урегулирование задолженности коллекторским агентством, применение банками, микрофинансовыми организациями, коллекторскими агентствами альтернативного способа внесудебного урегулирования проблемной задолженности заёмщиков – в порядке медиации, обращение кредитных организаций и коллекторских агентств к нотариусу для совершения исполнительной надписи.
«Конечно, каждый имеет право на обращение в суд. Однако сегодня, ввиду того что принимаемые законодательные и нормативно-правовые акты обеспечивают прозрачность процессов в финансовой сфере, важно также, чтобы все участники, кто имеет отношение к процессу урегулирования проблемной задолженности по договорам банковского займа и микрокредита, объединили усилия в части практического применения банками и МФО единого правового режима. А также в повышении роли профессиональных медиаторов в урегулировании споров между заемщиками и финансовыми организациями», – подчеркнул наш собеседник.
Марк ЛОТВИН