Примерное время чтения: 4 минуты
200

Дым отечества

Большую часть года из-за сильного смога алматинцы не видят гор. Зато дымовую завесу можно наблюдать даже из космоса. Усилия властей мегаполиса по очистке воздуха не привели к заметным результатам. Несмотря на девиз казахстанского Экспо-2017 «Энергия будущего» Алматы, как и значительная часть других городов, по-прежнему отапливается высокозольным (более 40%) экибастузским углем.

[газетная статья]

Долгое время представители акимата убеждали возмущенную общественность, что основным источником загрязнений являются автомобили. Но три года назад появилась система независимой оценки состояния воздушного бассейна. В 2017 году эко-активист Павел Александров установил в различных районах Алматы датчики измерения загрязнения воздуха, показания которых можно отследить онлайн в любое время суток (https:// airkaz.org). Позже виртуальная система распространилась и на другие города Казахстана и даже соседнего Кыргызстана. И пусть она учитывает лишь один вид загрязнений – частицы PM2,5, тем не менее это позволяет отследить общие тенденции состояния воздуха.

В новых условиях скрывать реальное положение вещей стало гораздо сложнее. Сайт airkaz.org лишний раз доказал, что состояние воздушного бассейна в Алматы просто катастрофическое. Но что же является главной причиной загрязнения – ТЭЦ, отопление в частном секторе или выхлопы автомобилей? Во время карантина воздух стал заметно чище, но в безветрие смог возвращался.

график
Фото: из газетных материалов

– Павел, карантин, на который выпало ограничение передвижения на автомобилях, стал своеобразным индикатором оценки состояния воздушного бассейна. Действительно ли отсутствие автомобилей сделало воздух чище?

– В конце марта воздух стал заметно чище, наблюдалось значительно улучшение состояния атмосферы. Это совпало со временем введения карантина, и многие люди думают, что существует прямая причинно-следственная связь, что отсутствие автомобилей привело к тому, что воздух стал чище. Но как подсказывает логика, не всегда два события, произошедшие одновременно, связаны друг с другом.

Основной причиной очищения атмосферы в Алматы в этот период является то, что в течение трех дней шли дожди, дул сильный ветер. Именно атмосферные явления способствовали очищению воздушного бассейна мегаполиса. Также нужно не забывать, что традиционно вторая половина марта всегда значительно чище, чем начало года. Это связано с тем, что становится заметно теплее и отопительные системы работают в более слабых режимах, чем зимой. Сжигается гораздо меньше твердого топлива, а значит, генерируется значительно меньше загрязняющих веществ, составляющих основу смога.

И вторая причина: солнечные лучи, прогревающие поверхность земли, способствуют лучшему рассеиванию загрязнений. Атмосфера воздуха лучше проветривается благодаря тому, что восходящие потоки воздуха уносят загрязнения от земли. И именно эти факторы являются основополагающими в том, что воздух, начиная со второй половины марта, заметно очистился. Но основная причина – это осадки и ветер.

– Что показывают ваши наблюдения этого периода в прежние, докарантиннные годы?

– Я веду наблюдения в течение трех последних лет. И всегда вторая половина марта – это относительно чистый период года. Несомненно, что отсутствие автомобилей на улицах Алматы также внесло свой небольшой вклад в очищение воздушного бассейна. Но основные причины другие. Нужно понимать, что с середины апреля воздух, как показывает мой график, вообще становится чистым, и так продолжается примерно до середины октября. Эта сезонность повторяется из года в год, и 2020-й не станет исключением.

– Согласно показаниям ваших приборов, какой вид загрязнений главный для Алматы: автомобили, ТЭЦ или частный сектор?

– Словосочетание «главный загрязнитель» в конкретном случае применять бессмысленно. Загрязнение обусловлено совокупностью действия многих факторов. Сама постановка вопроса «кто главный» уводит дискуссию от обсуждения конструктивных мер «что делать» к бесплодным спорам «кто виноват». А дальше, кроме ругани, ничего не произойдет.

– То есть нужно работать по всем направлениям – автомобилям, ТЭЦ, котельным и частному сектору?

– Именно так. Моя точка зрения: решение лежит в плоскости стратегического подхода по всем источникам загрязнения, а не в том, чтобы указывать пальцами и пытаться угадать, кто тут главный.

Алик Абилов
Фото автора

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых