Примерное время чтения: 13 минут
176

Боевое братство Аляски и Сибири  

Несмотря на развитие электронных устройств памяти, бумага остаётся одним из самых надёжных носителей информации. Это доказала экспедиция Русского географического общества (РГО) на Чукотку, целью которой было обследовать объекты воздушной трассы Алсиб (Аляска – Сибирь) времён Второй мировой войны, установить места падения самолётов и причины их гибели. Среди обломков одного из самолётов, разбившихся в 1943 году, был найден комсомольский билет с русским и казахским текстом. Рядом с комсомольским билетом участвовавшим в экспедиции поисковиком были обнаружены и фрагменты останков его владельца [газетная статья].

Так, спустя 81 год, было установлено точное место гибели стрелка-бортрадиста из Казахстана. Эта воздушная трасса по доставке в СССР военных самолетов, боеприпасов, техники и оборудования из США в рамках договора ленд-лиза долгое время оставалась секретной, а потом малоизученной. Лишь два-три историка всерьёз занимались восстановлением подробностей работы исторического воздушного коридора, да и те работали в архивах, не имея возможности увидеть построенные во время войны аэродромы. Русское географическое общество предоставило им такую возможность, включив в состав своего трехлетнего полевого изучения воздушной трассы. Одним из плодов экспедиций РГО стал фильм известного документалиста Алексея Никулина (на фото) «Алсиб. Хроники воздушной трассы», показы которого стартовали в Казахстане в начале мая.

Алексей Никулин
Алексей Никулин Фото: из газетных материалов

 

– Алексей, в каких городах вы уже успели показать фильм?

– Когда мы предложили своим коллегам по Казахстанскому географическому обществу QazaqGeography в канун очередного Дня Великой Победы показать в крупных городах нашу киноленту, нас не только горячо поддержали, но и взяли на себя практически все организационные хлопоты. За что им сердечное спасибо! Мы уже дважды показали в РК наш фильм – в Шымкенте и Алматы.

– Как возникла идея показа фильма в Казахстане?

– В 2022 году, во время проведения экспедиции РГО на чукотском отрезке трассы нам удалось обнаружить и идентифицировать останки члена экипажа «Дуглас С-47», разбившегося 28 августа 1943 года в 50 км от посёлка Эгвекинот. По комсомольскому билету удалось установить, что это Петр Оконечников, уроженец Восточно-Казахстанской области. Уже здесь, в Казахстане, нашли его племянника Игоря Оконешникова. Собственно, 4 мая во время показа фильма «Алсиб. Хроники воздушной трассы» в кинозале главной библиотеки Казахстана мы передали ему личные вещи, документы его дяди, а также жетон с бортовым номером того самого «Дугласа». Премьера фильма состоялась ещё полтора года назад, но для меня наши истории не кончаются фразой «стоп мотор». Мне всегда важно закончить историю, даже если поиски родственников занимают годы, вселив таким образом надежду тем, кто еще на что-то надеется. И будет ли у фильма продолжение, не так уж и важно. Вот мне в очередной раз «повезло»: мы возвращаем с войны еще одного вечно молодого – 19-летнегопарня из далёкого казахстанского села Кутиха. Я вот ещё о чем подумал: надпись на комсомольском билете на двух языках, казахском и русском, символична – мы были братьями на той войне.

Петр Оконечников.
Петр Оконечников. Фото: из газетных материалов

– Ваш фильм рассказывает о времени теснейшего взаимодействия СССР и США в борьбе с общим врагом. Но сегодня Соединенные Штаты так же активно поставляют оружие для борьбы с Россией. Что вы об этом думаете?

– Сегодня я как кинематографист и член Русского географического общества пытаюсь нести искру здравомыслия, взвешенного, бережного и объективного отношения к истории. В данном случае к нашему общему прошлому, которое, по моему глубокому убеждению, является для наших народов опорой, а не обузой. Кастрированное прошлое никуда нас не ведет. На нём невозможно строить прогнозы на будущее, да и в настоящем не разобраться. Так что знание истории помимо эмоциональной составляющей имеет ещё и чисто прикладное значение. Я здесь сталкиваюсь с разными мнениями и часто противоположными взглядами на одни те же события. Своим оппонентам предлагаю рассматривать события с разных точек зрения, не основываясь на исключительности собственной оценки, не воспринимать наше прошлое как сдобную булочку, из которой, в зависимости от текущей повестки и геополитической конъюнктуры, можно извлечь то, что удобнее в данный момент, – таракана или изюм. Экспедиция по трассе Алсиб и съемки документального фильма – это пример объективного взгляда на наше прошлое. Мы вспомнили о нашей совместной с США борьбе с нацизмом не в самый подходящий для этого момент. Тем не менее это было. Значит, будем помнить. А остальные могут брать с нас пример. Если пожелают.

Геросимов.

Геросимов. Фото: из газетных материалов

Фото: из газетных материалов

ТРАССА ДЛЯ СИЛЬНЫХ

Среди участников алматинского показа был Сергей Чечулин, руководитель экспедиционного направления РГО.

– Сергей Анатольевич, какой участок на советской части Алсиба оказался наиболее сложным?

– Удаленность от населенных и погода в районах местонахождения аэродромов и катастроф самолётов исторической авиатрассы весьма разнообразны. Однако практически везде эти условия очень сложные. В якутском Оймяконе, вблизи которого, в одноименном селе находился аэродром Томтор, находится самое холодное место Северного полушария и зимой температура воздуха опускается ниже 60 градусов. Чукотский отрезок трассы характеризуется резкой сменой погоды на границе моря и суши. На красноярском участке под крыльями была сплошная тайга, по которой очень трудно ориентироваться. Если на территории Якутии некоторые аэродромы уже существовали к моменту начала войны, то на Чукотке практически все пришлось строить с нуля. Столичный Анадырь расположен чуть в стороне от кратчайшего маршрута перелета с Аляски, и ближний к территории Соединённых Штатов основной аэродром на советской земле был построен рядом с маленьким алеутским селом Уэлькаль, расположенным прямо на берегу моря. Строго говоря, первым аэродромом трассы на советском берегу был аэродром Чаплино, тоже находящийся на песчаной косе, в Беринговом проливе. Но он использовался только как запасной, если случались нештатные ситуации или Уэлькаль не давал посадку по погоде. Аэродромную сеть строили основательно, поэтому и сегодня построенные в военные годы аэродромы в населенных пунктах эксплуатируются для полетов малой авиации. С точки зрения сложности советской части маршрута нужно учитывать, что трасса пересекала несколько больших хребтов, в том числе такие большие как Момский, Черского, Верхоянский с перепадом высот 2500 - 3000 метров. Помимо опасности врезаться в гору проблемой были и резкие перепады давления, и низкие температуры на высотах более 3 тысяч метров. Как раз в котловине между Момским и Черского на расстоянии менее 40 км друг от друга лежат аж два разбившихся самолета. Мы полагаем, что они обледенели и потеряли управляемость. Дополнительным фактором риска было отсутствие на начальном этапе эксплуатации аэродромов радиомаяков - пилоты вели самолеты по картам, азимутам и ориентирам.

Фото: из газетных материалов

 

– Казахстанский полюс холода находится в Восточно-Казахстанской области. Бортрадист с разбившегося самолета был как раз из Зыряновска. Можно ли утверждать, что отбор членов экипажей проводился с учётом их климатической закалки?

– Мы изучили порядок отбора и выяснили, что прежде всего в перегоночные авиаполки направлялись наиболее опытные летчики. Так, первые наборы руководства летного состава были сформированы из лётчиков полярной авиации. Позже членов экипажей отбирали уже по чисто профессиональным качествам. Что касается Петра Капитоновича Оконечникова, то, несмотря на то что он был призван на службу уже в период войны, видимо, он показывал хорошие результаты работы на ключе и в эфире, поэтому был распределен в экипаж Си-47, которые ходили ведущими машинами при перегонке штурмовиков и истребителей.

Фото: из газетных материалов

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Показы фильма «Алсиб. Хроники воздушной трассы» и встречи с его создателями, которые прошли в Шымкенте и Алматы, также поддержали Россотрудничество и ведущий туристический телеканал Казахстана Turan TV. Мы решили выяснить причины такого внимания к этой картине у директора телеканала Романа Ботабекова.

– Роман Бейдалиевич, почему ваш канал, посвящённый туризму, охоте, рыбалке, решил поддержать этот исторический фильм?

– Во-первых, потому что он посвящен малоизвестным страницам Великой Отечественной войны. Это наша общая память. Это то, что мы не имеем права забывать. Во-вторых, это проект Русского географического общества, фактически наших коллег, которые организовали рискованные экспедиции в глухой тундре и тайге, чтобы отыскать обломки разбившихся самолетов, которые советские летчики перегоняли на фронт. В-третьих, потому что во время экспедиции на Чукотке им удалось отыскать разбившийся самолет, в составе которого был казахстанский бортрадист Петр Оконечников из Зыряновска. Страна должна помнить и чтить своих героев. Я убежден, что эту киноленту нужно показывать прежде всего молодым людям, не только в военных учебных заведениях, таких как Пограничная академия КНБ, Военный институт сухопутных войск, но и в обычных вузах и школах. Встречи с создателями фильма, которые мы провели в Русском драмтеатре в Шымкенте и Большом зале национальной библиотеки в Алматы, показали, какой интерес вызвала эта документальная картина. Она уже получила творческое продолжение. Ведущие нашего телеканала, музыканты Эдуард Двухименный и Мари Ануар, создали проникновенную песню «Вдоль сопок Алсиба». Режиссер Алексей Никулин предложил снять на нее клип. Мы поддержали этот кинопроект еще и потому, что он посвящен дороге, самой протяженной воздушной трассе в мировой истории. Алсиб – это дорога мужества и дружбы. Она стала примером того, как должны действовать ведущие страны мира в тот момент, когда судьба этого мира висит на волоске. Казахстанская телепремьера фильма «Алсиб. Хроники воздушной трассы» состоится на канале Turan TV 9 мая. В течение нескольких дней мы будем показывать этот фильм, а также репортажи о творческих встречах с его создателями. Путешествия во времени – тоже наш профиль. Выход этого фильма – наш подарок для всех казахстанцев ко Дню Победы. С праздником, потомки героев!

Фото: из газетных материалов

Справка АиФ
Протяженность воздушной трассы Алсиб была около 15 тыс километров. Она начиналась в городе Грейт-Фоллс в штате Монтана, проходила через Канаду, Аляску, Чукотку, Якутию, Иркутскую область, Красноярский край и заканчивалась в Красноярске. По этому маршруту было перегнано 8094 военных самолета. Из-за недостаточной оборудованности временных аэродромов, сложностей с навигацией и тяжелейших погодных условий на советском участке трассы произошло 279 летных происшествий. Из них 39 катастроф, 49 аварий и 60 вынужденных посадок. Погибло 115 летчиков. Американцы про этот путь говорили, что по нему могут летать только самоубийцы, сумасшедшие и русские.

Алексей Никулин, Роман Ботабеков, Игорь Оконешников и Сергей Чечулин.
Алексей Никулин, Роман Ботабеков, Игорь Оконешников и Сергей Чечулин. Фото: из газетных материалов

 Олег БЕЛОВ

Фото из архива Алексея НИКУЛИНА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)