Примерное время чтения: 3 минуты
80

Во имя развития и прогресса

В НЫНЕШНЕМ ГОДУ УЗБЕКИСТАН ПРАЗДНУЕТ 31-Ю ГОДОВЩИНУ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И 30-ЛЕТИЕ ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ УЗБЕКИСТАН ЗАНЯЛ ЗНАЧИМОЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ, УРЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ [газетная статья].

В обеспечении развития страны, благополучия народа важную роль играет Основной закон – Конституция Узбекистана, являющаяся гарантом прав и свобод граждан, фундаментом строительства правового демократического государства и сильного гражданского общества. Она была принята 8 декабря 1992 года, и поправки в неё за это время вносились 11 раз. Однако эпоха глобализации, цифровизации, изменения климата и стремительно меняющаяся жизнь ставят новые задачи по дальнейшей модернизации страны.

И первые предложения о проведении конституционных реформ были выдвинуты в ходе выборов президента Узбекистана в октябре 2021 года на встречах всех кандидатов с представителями электората. А вновь избранный в ноябре прошлого года президент Шавкат Мирзиёев в числе важных задач обозначил необходимость совершенствования Основного закона для дальнейшего развития страны.

И вот в середине мая этого года на совместном заседании крупнейших фракций в законодательной палате Олий Мажлиса– УзЛиДеП и ДП «Миллий тикланиш», принято решение по осуществлению конституционных реформ в стране. Создана Конституционная комиссия по формированию предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию и реализации организационных мер, определены ее состав и задачи.

На первом этапе комиссия работала над изменениями и дополнениями в Основной закон, изучала предложения и замечания, после чего разработала проект конституционного закона и внесла его в законодательную палату Олий Мажлиса республики. На втором этапе проект изменений в Конституцию вынесен на общественное обсуждение с 25 июня по 1 августа 2022 года. Внедрены чёткие механизмы по непрерывному, своевременному принятию, обобщению мнений и предложений населения.

С момента запуска приёма предложений по поправкам (с 26 мая по 25 июня) поступило свыше 62 тысяч предложений, а после начала всенародного обсуждения их общее количество достигло 150 тысяч.

На третьем этапе, после завершения всенародного обсуждения проекта изменений, будет определена дата референдума, в ходе которого граждане Узбекистана выразят свое отношение к внесённым поправкам к Конституции.

Проект изменений в Конституцию страны, подготовленный комиссией, достаточно масштабен: он предусматривает внесение свыше 170 изменений в более чем 60 статей. Изменения касаются в основном норм обеспечения и защиты личных, социальных, экономических, политических, культурных и экологических прав и интересов граждан из разных социальных слоев.

В общей сложности изменения в Конституцию должны затронуть четыре основных направления: права и свободы граждан, устройство гражданского общества, социальные гарантии, а также развитие и взаимоотношение демократических институтов. Направленность реформ на развитие прав и свобод человека отражена в обновленном варианте преамбулы к Конституции, где появились слова о приверженности национальным и общечеловеческим ценностям, о построении социального и светского государства.

Значимым обновлением узбекской Конституции по итогам реформы должно стать развитие демократических институтов и институтов гражданского общества. Характерно, что в документе впервые появятся понятия самоуправления граждан и гражданского общества. В третьем разделе «Гражданское общество и личность» закреплено, что целью их развития должно стать «обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия и толерантности».

Помимо того, в Конституцию впервые вводится понятие «самоуправление граждан», которое во многом наследует самобытные традиции узбекского социума. В числе институтов гражданского общества перечисляется махалля, которая не входит в систему органов государственной власти и самостоятельна в пределах своих полномочий, может самостоятельно решать вопросы локального значения на местах, получать поддержку от государства в этих целях.

Политическую сферу страны также ждут изменения. В частности, расширяются полномочия парламента – Олий Мажлиса – по формированию правительства и парламентскому контролю его деятельности. Законодателям передаются некоторые полномочия президента, касающиеся назначений и освобождений должностных лиц. Одновременно расширяются отдельные полномочия правительства в сфере текущего управления.

Серик ТЕКЕЖАНОВ

По материалам, предоставленным Генеральным консульством Республики Узбекистан в Алматы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)