Примерное время чтения: 10 минут
173

Министерство очень многих дел

Бейбут Атамкулов: «Мой прогноз – цены стабилизируются»

ГОСТЕМ ПРОГРАММЫ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» ТЕЛЕКАНАЛА «ХАБАР» В МИНУВШИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК СТАЛ МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ БЕЙБУТ АТАМКУЛОВ, С КОТОРЫМ БЕСЕДОВАЛ НЕИЗМЕННЫЙ ВЕДУЩИЙ ПРОГРАММЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ АО «АГЕНТСТВО «ХАБАР» ЖУРНАЛИСТ ЕРЛАН БЕКХОЖИН. [газетная статья]

СТРОИМ МНОГО, БУДЕМ СТРОИТЬ ЕЩЁ БОЛЬШЕ

Ерлан БЕКХОЖИН: Тема, которая волнует каждого казахстанца, – вопрос жилья. В период пандемии некому было строить, но цены взлетели. И ваше министерство начинает эту ситуацию контролировать. Но это же рыночная среда. Конкурентная. Как вы это регулируете? И какие цены на жилье вообще прогнозируете в будущем?

Бейбут АТАМКУЛОВ: Вы правы, это рынок. Но тем не менее в нем есть доля государственного вливания. То есть поддержка и строительство жилья для социальных слоев населения и арендное жильё. В посткарантинный период у нас действительно пошёл очень большой спрос на жильё, из-за нескольких факторов в первую очередь это эффект отложенного спроса. Государство в 2020 году в самый пик пандемии сделало очень большие вливания в инфраструктуру, в строительство. В 2020 году у нас был достаточно большой по меркам, сопоставимый с советским периодом темп строительства, – мы сдали 15 млн кв. метров жилья. В этом году планируем 17 млн кв. метров. На сегодня идём достаточно серьёзными темпами.

Е. Б.: А цены на жильё?

Б. А.: Они выросли. Опять же вернусь к тем факторам, о которых я говорил, – об отложенном спросе.

Е. Б.: Отложенный спрос – имеются в виду люди, которые засиделись, и те, кто планирует улучшить своё жильё?

Б. А.: Да.

Е. Б.: Вы будете регулировать эти цены, чтобы не допустить спекулятивных скачков?

Б. А.: У нас важная составляющая цен – это строительные материалы. Мы сделали полный анализ по Казахстану, и на сегодняшний день, например, по бетону и цементу мы на 100% закрываем все потребности. По арматуре закрываем на 65%. Есть ряд некоторых материалов, которые будем производить. На сегодня запланировано 35 новых проектов, это новые производства. В первую очередь санфаянс и керамика. У нас на сегодня три завода работают по керамике. Но объема не достаточно, там порядка 9 млн кв. метров, это Шымкент, Актюбинск. Мы планируем построить еще три предприятия и на 100% закрыть нашу потребность в керамической плитке.

Е. Б.: И вы думаете, вот эти производства скажутся на понижении цены на жильё?

Б. А.: Обязательно. Мы исключим импорт инфляции.

Е. Б.: Вы можете программировать, что будет с ценами на будущее, в следующем году? Они будут стабилизированы или будут расти, рынок заставит все-таки повышать эти цены?

Б. А.: Мой прогноз: цены стабилизируются. Есть внутренняя инфляция, у нас же привыкли считать ее по отношению относительно твёрдой валюты, но тем не менее все идёт к тому, что все более или менее стабилизируется. В связи с тем что спрос он удовлетворяется новыми строительными мощностями, которые сдают все больше квадратных метров жилья.

О ТОМ, ПОЧЕМУ ДОРОЖАЮТ МАШИНЫ

Е. Б.: А как объяснить рост цен на машины? Как на новые, так и подержанные.

Б. А.: Здесь в первую очередь сыграл рост цен на мировом рынке – на 30%. Он пошел волной, причем на всё, от штамповки до цен стали и других материалов. Позже подняли цены на авто те, кто имел запас материалов, который был приобретён ранее. А те, кто работает с конвейера, подняли цены почти сразу. Очень большую роль сыграл дефицит чипов, что затормозило производство автомобилей. Плюс логистика.

Е. Б.: И эти все кризисные моменты сказались на цене, да?

Б. А.: Безусловно.

Е. Б.: Они стабилизируются, как в строительстве, или все цены установлены?

Б. А.: Рынок автомобилей очень специфичен. Вот когда происходит рост на определенную модель, то стараются этот уровень цен на рынке удержать. Но это за собой тащит определенную инфляцию, это импорт. Конечно, очень много скептиков, много критики в адрес отечественного автомобилестроения. Нас упрекают в том, что цены на казахстанские автомобили на много выше, чем на аналогичные на других рынках. Оспаривать это сложно. Сопоставить, например, цены на какую-то модель в США и у нас, это сложно. Потому нужно знать, какая модель берется, из какого объявления.

Е. Б.: А если говорить об одинаковых моделях?

Б. А.: Необходимо учитывать специфику конвейера. Есть конвейер в Казахстане, есть конвейер в США.

Е. Б.: То есть речь не о машине, а о конвейере?

Б. А.: Да. Потому что та машина, которая выставлена где-то там в интернете или в центре продаж, с собой несёт нагрузку и по логистике, и по прочим особенностям рынка. Много составляющих. Все они разные в разных странах, разные дистанции. Даже то, что наша страна расположена в центре большого континента и транспортировка любой продукции и любого товара до Казахстана обходится и всегда обходилась нам дороже, нежели эта доставка для тех стран или городов, которые имеют морские порты. Второе, огромное количество товаров, машин и комплектующих к ним застряло на казахстанско-китайской границе. С этим мы тоже столкнулись и применяли жесткие меры, чтобы исправить ситуацию.

ОБ ЭКСПОРТЕ И СКОЛЬКО МЫ ПРОИЗВОДИМ САМИ

Е. Б.: Давайте поговорим о продукции с маркой Made in Kz, о том, чтобы увеличить ее экспорт. Если мне не изменяет память, задача стояла до 2025 года поднять показатели экспорта. Насколько это реально?

Б. А.: На это работает 418 проектов, это производство порядка 11,5 трлн тенге. Мы уже просчитываем на какой уровень поднять по самодостаточность машиностроение, химию. По машиностроению у нас цифры достаточно амбициозные – рост почти на 50%. И все-таки мы придём к 2030 году к производству станков. Мы пока сейчас их импортируем, вынуждены, к сожалению. Хотя Казахстан был крупнейшим поставщиком станков в своё время. Сейчас мы видим горизонты более реально, те направления, по которым должны идти. Например, в автомобилестроении это локализация. В течение ближайшего года будет запущено одно предприятие, потом следующее – литейное производство блоков цилиндра, блоков-редукторов для КАМАЗов. Это 80 тыс. комплектов. КАМАЗ не будет производить у себя, то есть это глобальная цепочка поставок. Создали локализационный центр. Приглашаем бизнес, именно на локализацию автомобиля и сельхозтехники. Мыв ожидании запуска большого газохимического завода по переработке газа в Атырау. Тогда мы будем иметь собственное сырье для производства пластмассы. Будем развивать нефтехимию. Нам необходимо развивать электротехническое направление. Вокруг Кызылординского стекольного завода будем развивать целый кластер. Первым станут автомобильное стекло, автомобильные зеркала. Уже инвесторы идут на производство зеркал.

Е. Б.: Но мы ориентируемся на экспорт с нашей продукции?

Б. А.: Несомненно, мы должны ориентироваться.

КАКИЕ ДОРОГИ ОТКРЫВАЕМ?

Е. Б.: О качестве дорог. Вроде их строят очень много. За годы независимости построили колоссальное количество. Но тем не менее время от времени звучит критика и по темпу строительства и по качеству. Что нам мешает обеспечить страну нормальным автосообщением?

Б. А.: Начну с того, что у нас более 190 тыс. км различных дорог, это республиканские – 25 тыс. км, и дороги местного значения.

Е. Б.: За это вы отвечаете?

Б. А.: Да. Остальные 75 тыс. км дорог местного значения – это областные и районные, и далее улицы городов, сел, населённых пунктов. И всё это нужно держать в надлежащем виде или же строить, ремонтировать. Мы, как министерство, отвечаем за отраслевую политику в строительстве и содержании дорог по всей стране.

Е. Б.: Поэтому условно, если дорога юридически принадлежит акимату, все равно ругают вас?

Б. А.: Ну да. Те дороги, которые строятся, и новые вводим на республиканском уровне, здесь есть достаточно серьезный и жесткий контроль. Два года назад мы создали республиканский центр качества, который ведет очень жесткий, дополнительный контроль к существующему технадзору. И те требования, которые выставляем, подрядчики должны принимать к исправлению.

Е. Б.: Это контроль со стороны министерства и касается только республиканских ведомств?

Б. А.: Совершенно верно.

Е. Б.: За областными местные органы власти должны отслеживать?

Б. А.: Да, но к сожалению, на местном уровне все-таки не хватает специалистов. Нет лабораторий, которые должны отслеживать ситуацию.

Е. Б.: Поэтому к вам обращаются?

Б. А.: Мы, наверное, со следующего года – это все связано и с бюджетом, и со специалистами – будем контролировать по всей республике. Необходимо определенное расширение штата нашего центра, института, в этом направлении сейчас работаем.

Е. Б.: К нам в редакцию постоянно приходит один и тот же вопрос: когда уже закончат строительство дороги между Балхашом и Алматы? Или она повторит судьбу алматинского метро, которое строили лет 20?

Б. А.: Между Балхашом и Алматы на следующий год дорогу завершаем. В этом году у нас охват 3,6 тыс. км дорог, которые сейчас строим. В этом году завершаем 2200 км. Там есть участки как раз на линии Караганда, Балхаш, Балхаш – Бурылбайтал, Бурылбайтал – Курты, Курты – Алматы. Эти в следующем году завершаем. И следующий участок Балхаш – Бурылбайтал – Шу – Мерке, то есть там практически у нас два направления. Одно в сторону восточного, юго-восточного направления, второе – южного направления, которое соединит южные и юго-восточные регионы, то есть Алматы с Карагандой. Я понимаю обеспокоенность населения. Сам как министр проехал по этой дороге два раза.

ТРАДИЦИОННЫЙ ВОПРОС ОТ ГАЗЕТЫ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ КАЗАХСТАН»

Е. Б.: Вот вопрос от наших информационных партнёров, газеты «Аргументы и факты»: «Законопроект «О промышленной политике», который сейчас обсуждается, подвергся критике, в частности, со стороны палаты предпринимателей «Атамекен». Скажите, в чём главные новшества этого документа и по каким вопросам сегодня идут споры с его критиками?».

Б. А.: Бурные дебаты были на площадке «Атамекен». В общем было около 200 поправок в этом законопроекте. Предлагались нормы, которые не проходили в нашем экономическом блоке, где-то они не проходили экологические нормы. Тем не менее мы в итоге пришли к тому, что около 50 норм, предложенные нашими коллегами, внесены. Основные это оff take-контракты. Например, вы подписываете с кем-то соглашение по поставке вашей продукции на определенный длительный период, то есть на пять лет. Скажем, развиваете швейное производства и подписали пятилетний контракт на некую сумму на определённую партию. Предмет контракта может быть залогом в банке, чтобы вы получили определённое финансирование. Или же такие контракты касаются крупных недропользователей. Приходят большие иностранные компании, но раз вы подписываете контракт о недропользовании, то привезите технологии. Если мы приобретаем, инструменты финансовой поддержки в первую очередь будут направлены на создание новых технологических производств, необходимых для нашей страны. Кроме того, есть определенные требования к бизнесу: если вы получили поддержку государства, то должны ему как-то ее вернуть. Если не справились с проектом или не выполнили требования, то обязаны будете вернуть деньги, возместить государству. Это повышает ответственность бизнеса.

Подготовил Марк ЛОТВИН

Оцените материал
Оставить комментарий (0)