Примерное время чтения: 4 минуты
48

Кто в доме хозяин?

ПРЕЗИДЕНТ ТОКАЕВ ПРОВЕЛ СОВЕЩАНИЕ ПО ПОПРАВКАМ В КОНСТИТУЦИЮ. САМЫМ ОЖИДАЕМЫМ БЫЛ ВОПРОС, БУДУТ ЛИ ВНОСИТЬСЯ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 6 ОСНОВНОГО ЗАКОНА. [газетная статья]

То есть кому все-таки должна принадлежать наша земля, ее недра и другие природные ресурсы? До сегодняшнего дня они, заметим, не принадлежали, а находились в государственной собственности. На совещании было озвучено, что в Конституционный совет отправлена поправка, которая предусматривает, что все вышеперечисленное принадлежит народу.

Честное слово, я обрадовался… пока не прочитал следующие слова после «принадлежит народу». Они гласили: «От имени народа право собственности осуществляет государство».

В чем печаль? Раньше землей и недрами распоряжалось государство, то бишь правительство. Теперь же всем этим по-прежнему будет распоряжаться государство в лице правительства, но теперь, как предлагается, уже от имени народа.

Михаил Чирков.
Михаил Чирков.

И это настораживает. Потому что до сих пор у нас от имени народа могли выступать президент и парламент. Но последний – только в рамках полномочий, определенных законом. Теперь в Конституции появится еще один субъект, наделенный, я бы сказал, осененный именем народа. Заслужило ли наше правительство – не только в лице нынешнего, но и всех предыдущих – такое право и честь?

Интересный момент. Как только начала прорабатываться данная поправка и об этом стало известно за пределами Акорды, оживившиеся нынешней весной партии, кроме «Аманат», разумеется, стали дополнять свои программы. Такими, например, требованиями к власти: обнародовать все ранее заключенные концессии по разработке казахстанских месторождений с известными зарубежными компаниями.

Как в итоге оказалось, не стоило никому ничего дополнять и добавкой «от имени народа» будоражить сам народ. Потому что расследование договоров, заключенных старым правительством, требовать от нового правительства – пустая затея.

А следом за этой мыслью вполне может возникнуть и такая: будет ли государство в лице какого-то министерства заключать договора не только от имени народа, но также и на его благо?

Опасение вполне обоснованное. Народ ведь у нас выбирает президента и парламент. Но правительство народ не выбирает. Почему же тогда он этому правительству должен делегировать свою волю и право действовать от своего имени?

Тем более насмотревшись не за один год и не за одно десятилетие, как действует правительство, его структурные подразделения – министерства, а также государственный сектор с противной уху приставкой «квази». Как именно? От имени народа на благо отдельных его представителей.

Таких бы вопросов вовсе бы не возникало, будь в Конституции, да и во всех законах, прямые и недвусмысленные толкования их норм и положений. Не знаю, у многих ли, кроме меня, сложилось убеждение, что законы пишут юристы для юристов? Пробраться сквозь дебри юридической казуистики, терминологии, сотни и тысячи отсылочных норм, да и просто сквозь элементарную неграмотность к простому, понятному, нужному смыслу – задача практически нерешаемая. Даже для двух юристов, у которых, по меткому народному определению, всегда три истины.

Что же делать? Намой взгляд, есть два пути. Первый: научиться писать законы для людей. Но этот путь трудный и долгий. Чтобы его пройти, надо, наверное, лет 40, чтобы нашим юристам и правоведам, подобно народу, ведомому Моисеем из Египта, освободиться от рабства юридической казуистики и прийти к народному слову.

Второй путь пройти можно куда быстрее. Для этого всего лишь надо народным избранникам – депутатам парламента – выполнять волю и доверие народа по-настоящему. Например, обеспечив и законодательно закрепив их право прямого доступа ко всем действующим и заключаемым договорам, предметом которых является земля, ее недра и все природные богатства, принадлежащие народу независимого Казахстана. Доступа и, конечно, контроля, а также обеспечения полной гласности.

Хотя, надо признаться, этот путь тоже не из легких.

Михаил Чирков, обозреватель

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых