Куда уходят миллиарды
С тревожной регулярностью руководством республики поднимается тема реализации госпрограммы развития регионов до 2020 года. Оно и понятно: срок уже близок, а показатели, поставленные в госпрограмме, не достигнуты.
Как мы уже отмечали («АиФ», №42), борьба с коррупцией в Казахстане, судя по всему, вышла на новый виток. Напомним, госсекретарь Крымбек Кушербаев, проводя в Нур-Султане совещание по борьбе с коррупцией, поднял вопрос освоения бюджетных средств, выделенных в рамках программы развития регионов до 2020 года. Так, он упомянул, что чиновники разбазарили средства, направленные на развитие и модернизацию ЖКХ и обеспечении чистой питьевой водой. Большей частью в упомянутой программе указаны три города с развитой системой ЖКХ – это столица, Шымкент и Алматы. Так, на Алматы только за два года реализации программы развития города до 2020 года из республиканского бюджета было выделено более триллиона тенге.
Благими намерениями...
Надо ли говорить, что за такие средства можно было выстроить самый настоящий коммунальный рай для всей алматинской агломерации? А какое красивое и подробное целеполагание было при этом! «Обеспечение устойчивого роста промышленности и повышение энергоэффективности»; «Обеспечение специализации профессионального образования с учетом потребностей экономики города и страны»; «Сохранение историко-культурного наследия и развитие сфер искусства»; «Развитие продовольственного пояса»; «Развитие малого и среднего предпринимательства»; «Повышение качества и инклюзивности и среднего образования». Ну и, конечно (как же без этого!), «Снижение уровня бедности» и «Обеспечение социальной защиты нуждающегося населения». Эта программа действовала с 2016 года, на ее реализацию давался четырехлетний срок. И что же в итоге получили горожане за эти фантастические средства? Улицу Панфилова в ее нынешнем виде? Благоустройство дворов? Но ведь город не может жить только этим, и не живет он весь целиком на улице Панфилова…
Жизнь горожанина, грубо говоря, протекает в системе жилищно-коммунального хозяйства города. А наиважнейшей частью, главным маркером благополучия этой системы является на первый взгляд банальное требование – достижение стопроцентного снабжения населения качественной питьевой водой. При этом обещалось, что государство, выдав триллион тенге городским управленцам, должно решить к 2020 году буквально все имеющиеся в Алматы проблемы с питьевой водой. Увы…
Кому и сколько
До конца года осталось менее одного квартала, но проблема не решена. Думается, те алматинцы, которые живут на окраинах, на тех территориях, что недавно, как раз четыре года тому назад, вошли в состав города (а ведь триллион рассчитывался и на них тоже), страдающие от нехватки питьевой воды, наверное, даже не подозревают, какие суммы были на них списаны. А они, по данным управления статистики, таковы:
– с 2015 по 2017 годы включительно инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, энергоснабжение по Бостандыкскому району составили 69 089 558 000 тенге;
– по Наурызбайскому району в этот же период инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, энергоснабжение составили 60 239 373 000 тенге;
– по Алатаускому району в этот же период инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, электроснабжение составили 95 778 834 000 бюджетных тенге.
Тут еще есть целый ряд крайне неприглядных нюансов. Как известно, часть жителей Бостандыкского, Алатауского и почти полностью Наурызбайского районов Алматы до сих пор находятся вне централизованного питьевого водоснабжения. Между прочим, ежедневно потребляя неочищенную и недезинфицированную воду, получаемую от частных ТОО, бесконтрольно занимающихся забором этого стратегического ресурса из протекающих в этих районах рек и других природных источников, они подвергают свое здоровье и жизнь опасности.
В том же Бостандыкском районе, в южной его окраине (ущелье Ремизовка) водохозяйственной деятельностью на присоединенных территориях занимаются частные компании, такие как ТОО «Орхан», которое подает воду не питьевого свойства из бывших малодебитных скважин. К качеству воды «Орхана» имеет претензии СЭС. Причем она готова закрыть эти скважины по решению суда из-за несоответствия санитарным нормам, на что неоднократно поступали жалобы от потребителей. Но почему-то, несмотря на эти жалобы, акимат Алматы до сих пор не видит в деятельности подобных предприятий никакого криминала, а там ведь функционирует не только «Орхан».
Как бы абсурдно ни выглядела ситуация, акимат как-то отбивался от проверяющих органов. На основании чего? Как выясняется, весь отчетный период сотрудники акимата Алматы успешно занимались тем, что через суды записывали (представляли) имущество горожан и юридических лиц в виде инженерных коммуникаций как …бесхозное! После чего акимат как бы брал в коммунальную собственность все эти трубопроводы теплоснабжения, водоснабжения и канализации, линии электроснабжения, трансформаторы и даже отпускал на них бюджетное финансирование. Другими словами, на восстановление или поддержание этих объектов в рабочем состоянии выделялись бюджетные деньги, сами объекты вписывались в отчеты как отремонтированные или заново отстроенные. Так создавалась иллюзия выполнения программы развития города.
ТОО «Летучий голландец»
В реальности все эти якобы бесхозные объекты, по идее, должны принадлежать коммунальным предприятиям – тому же «Алматы Су» или АлТС. Но… жители продолжают ремонтировать эти объекты за свой счет, менять трубы водопроводов и канализации, трансформаторы. Причем все эти работы автоматически приводят к увеличению стоимости объектов, а значит, можно дальше просить бюджетные средства на их обслуживание, по более высокой ставке. А вот что интересно. Ведь кому-то должны были платить за все эти якобы произведенные работы? Платить живые бюджетные деньги...
И такая компания – частная, как и положено, – нашлась. Некое ТОО ABM Group, которое якобы берет на себя ремонт и обслуживание бывших «бесхозных» объектов. Как работает эта схема? Поясним на примере Ремизовки, где в советские времена были преимущественно дачи. Сети электроснабжения дачники в свое время построили за свой счет и по групповому счетчику коллективно расплачивались за электроэнергию, завысив тариф, чтобы оставались деньги на проведение ремонтных работ на сетях и их обслуживание. Такое продолжается и по сей день: местные жители так же скидываются на ремонт сетей и платят ежемесячные тарифы, не зная, что на основании судебного решения Бостандыкского районного суда Алматы от 10 июня 2016 года акимат города признал за собой права собственности на бесхозное имущество, то есть инженерные сети и оборудование, находящееся в этом районе.
Вот и получается, что жители этих микрорайонов платят за реальные работы на сетях свои кровные деньги, а акимат – за виртуальные работы какой-то своей прикормленной фирме. Вот какое «наследие» приходится преодолевать новой команде акимата города.
Джанибек Сулеев