МИНИСТР ФИНАНСОВ КАЗАХСТАНА ЕРУЛАН ЖАМАУБАЕВ НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОВЕДАЛ О ТОМ, КТО, ГДЕ И КАК – В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ! – НЕ СМОГ ПОТРАТИТЬ ДЕНЬГИ ИЗ БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПРОГРАММЫ. [газетная статья]
За восемь месяцев этого года, по словам министра, расходы государственного бюджета исполнены на 99,2%, республиканского – на 99,7%, местных бюджетов – на 98,8%. По республиканскому бюджету неисполнение составило 31 млрд тенге, из них 7 млрд тенге – экономия. Не освоено – 24 млрд тенге. А вот больше всего не освоено средств в министерствах здравоохранения, внутренних дел, культуры и спорта, юстиции, МЧС.
Интересно получается. Основными причинами этого неосвоения стало непредоставление документов, подтверждающих обоснованность платежа, оплата производилась за фактически оказанный (а не заявленный ранее) объём услуг. Ещё одна «техническая» причина – несвоевременное оформление актов выполненных работ и счетов-фактур.
Иными словами, получается, что, как и годами ранее, речь по-прежнему идёт о безответственном формировании завышенных бюджетных заявок, низком качестве планирования, об отсутствии должного контроля за оформлением платежей и отчётов за потраченные средства. И в целом о том, что никто за всё это, как всегда, не отвечает. Ну, остались деньги и остались...
И это в то время, когда стране не хватает средств на детсады, школы, больницы, жилье, социальные программы, десятки миллиардов тенге ежегодно остаются как бы лишними. А ведь при формировании как республиканского или государственного, так и местных бюджетов за деньги идёт настоящая «драка», как между различными ведомствами, так и между администрациями регионов.
Денег всегда и всем не хватает. И это вполне естественно, если экономика развивается, если нужно выполнять свои социальные обязательства, если необходимо расширять инфраструктуру, если…
Но вот местными госорганами не освоено, например, 64 млрд тенге. То есть именно теми органами, которые всегда и громче всех голосят о нехватке этих самых денег. Причём очень даже интересен список регионов, для которых оказались востребованы далеко не все деньги, что они просили в прошлом году у правительства: Нур-Султан, Алматы, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Туркестанская области.
Может, и в самом деле подумать о мерах наказания конкретных чиновников, виновных в таком «соблюдении» финансовой дисциплины? Об этом, кстати, неоднократно говорилось ранее, в том числе и депутатами парламента. Предлагалось даже ввести уголовную ответственность за «мутное распределение бюджетных денег». Может, это и слишком, но каждый финансист хорошо знает: когда «не бьётся» дебит с кредитом (тем более бюджетный), особенно когда он «не бьётся» постоянно, – это не от того, что кто-то плохо считает. Тем более плохо считает чьи-то деньги.
А напротив, кто-то считает слишком хорошо и к тому же считает так, что на детсады и школы, к примеру, денег не хватает, но деньги почему-то остаются неосвоенными – якобы из-за «непредоставления документов».
Сергей КОЗЛОВ