Накормили, уложили спать, отвели в игровую, а вечером сдали с рук на руки родителям – так многие из нас представляют себе работу детских садов. Но современность вмешалась и в эту тихую гавань. Учёные, а следом и практики в системе дошкольного образования, ставшего неотъемлемой частью непрерывного, поняли, что надо менять взгляд на нежный возраст ребёнка. Считать не подготовкой к сознательной жизни, а её равнозначной ступенью. Если говорить о фундаменте образовательной системы, который определит дальнейший путь ребёнка, то им, безусловно, является дошкольное образование, стоящее у истоков развития ребёнка, сохранения и укрепления его физического состояния и здоровья [газетная статья].
Накормили, уложили спать, отвели в игровую, а вечером сдали с рук на руки родителям – так многие из нас представляют себе работу детских садов. Но современность вмешалась и в эту тихую гавань. Учёные, а следом и практики в системе дошкольного образования, ставшего неотъемлемой частью непрерывного, поняли, что надо менять взгляд на нежный возраст ребёнка. Считать не подготовкой к сознательной жизни, а её равнозначной ступенью. Если говорить о фундаменте образовательной системы, который определит дальнейший путь ребёнка, то им, безусловно, является дошкольное образование, стоящее у истоков развития ребёнка, сохранения и укрепления его физического состояния и здоровья.
И всё же ребёнок самоценен, и особенно важно, чтобы уникальный период детства был наполнен радостью, открытиями через игру и творчество. Именно на таких принципах строят свою деятельность победители городского этапа республиканского конкурса «Лучший педагог дошкольной организации – 2023», в котором участвовали 11 педагогов детских садов Павлодара. Первое место заняла Жайнагуль Кубей, и было за что. Стоит хотя бы поверхностно ознакомиться с отзывами родителей о её работе, которым вечером бывает трудно вытащить своё чадо из яслей-сада №8!
Да и сам конкурс говорит о том, что интенсивно формируется «детсадовская» педагогическая среда, и сама профессия понемногу становится наравне с другими в области образования и воспитания.
Ещё об этом свидетельствует рост сети альтернативных дошкольных учреждений, разработка новых программ и современных методических рекомендаций и даже внедрение инновационных технологий. Последнее – объективное требование времени, когда ребёнок чуть ли не с колыбели становится обладателем собственного смартфона.
Отрадно, что растущую долю в сфере дошкольного образования берёт на себя бизнес. По данным Ассоциации непрерывного образования Казахстана, из 11 104 дошкольных организаций страны 50% являются частными. На состоявшемся год назад в Алматы IV Республиканском форуме инвесторов дошкольного образования «Балалық шаққа инвестиция» педагоги, представители бизнеса, собравшиеся со всей республики, обсуждали проблемы в дошкольном образовании, начиная от нехватки кадров, заканчивая питанием детей.
Социальный предприниматель Эмин Аскеров заострил тему получения детьми информации через игру и, соответственно, качества игрушек. Его компания производит игрушки, требующие мышления. Причём тестируют их собственные дети Эмина. Вопросов, касающихся воспитания и образования маленьких граждан страны, не раз касается глава государства. Предметом его озабоченности становились вопросы материально-технического обеспечения детских садов и нехватка в них мест, о чём свидетельствует охват дошкольным образованием немногим более половины детей от двух до шести лет. По мнению президента, «подобная ситуация недопустима». В то время как «сфера дошкольного воспитания должна быть приоритетной».
Зауре ЖУМАТОВА