Для веры нет ограничений ограничений во времени времени и пространстве
Сегодняшнюю тему для публикации определил священный для мусульман месяц рамадан. Мечети, в зависимости от расположения на карте мира, могут отличаться друг от друга как по размеру, так и по стилю. Несмотря на некоторые догматические рамки, разнообразие исламских храмов ярко свидетельствует о том, что для веры нет никаких ограничений.
[газетный материал]
Фуджейра. Бадия Масджид
Любопытно, что именно в очаге последнего сопротивления исламу в Аравии (восстание Лакита бен Малика) сохранилась самая старая мечеть из всех имеющихся на территории Арабских Эмиратов – Бадия Масджид. Это небольшое глиняное сооружение без окон несет печать какой-то глубокой древности. Причем отнюдь не видом своих незыблемых стен, а скорее необычным обликом.
Новые стены не должны вводить в заблуждение, они в точности повторяют архитектурные контуры, возникшие на этом месте впервые еще в VIII веке. И этот момент очень характерен для Востока, новые стены тут лишь подчеркивают старые контуры. Сегодня Бадия Масджид больше памятник, нежели объект культа. Мест, где правоверные могут исполнить одну из своих святых обязанностей и помолиться Аллаху, в Эмиратах и без того предостаточно.
Синай. Монастырь Святой Екатерины
В истории часто бывало так, что христианские и мусульманские храмы меняли свои конфессиональные «значения» и «заряды». Достаточно вспомнить старые церкви Византии, которые почти все были превращены в мечети в османские времена. Церкви становились мечетями, мечети – церквями. Кресты и полумесяцы постоянно менялись местами на куполах. История взаимоотношений двух однокоренных религий редко признавала компромиссы. Победитель автоматически становился носителем «истинной веры».
Но исключения все же имеются. И самый яркий – строительство мечети внутри стен одной из самых древних и почитаемых монашеских обителей – монастыря святой Екатерины на Синае. Монахи построили мечеть для того, чтобы обрести хоть какой-то покой в беспокойном окружении мусульман-бедуинов. И хотя мечеть давно не действует, минарет с полумесяцем по-прежнему соседствует здесь с увенчанной крестом колокольней.
Каракол. Дунганская мечеть
Ислам попал в Китай относительно поздно. Слишком далеко Поднебесная располагалась от источающих дух пророка пустынь Аравии. Однако, добравшись сюда, мусульманство стало неотъемлемой частью китайского мира. Дунгане («китайские мусульмане», как считают многие исследователи) не только сохранили, но и распространили дух ислама по стране.
Но чтобы познакомиться с мечетями китайской архитектуры, в Китай можно не ездить. К примеру, мечеть в нашем Джаркенте-Панфилове – их «поля ягода». Еще более типичный храм можно увидеть в Кыргызстане, в Караколе-Пржевальске. Эта достопримечательность известна еще с досоветских времен, и ее главная приметность состоит как раз таки в традиционно китайском облике.
Что и неудивительно – мечеть строили дунгане, выходцы из Поднебесной, в качестве беженцев появившиеся в пределах Российской империи в конце XIX века. Вместе с еще одним мусульманским народом – тюрками-уйгурами. Тогда, напомню, подданство поменяли около сотни тысяч человек. Так что если и нужно чему удивляться, так только тому, что в Семиречье существует лишь два подобных сооружения.
Мангышлак. Кенты-Баба
Но эталоном самой искренней связи человека с Богом может считаться сверх-аскетичная «степная мечеть», что находится на Мангышлаке, рядом с мавзолеем Кенты-баба. Выложенный из дикого известняка каменный круг под открытым небом, в котором выделяется лишь единственный обработанный камень – михраб, знаменующий киблу.
Аскетизм «степной мечети» подразумевает особое состояние молящихся. Ну откуда еще Аллах скорее услышит молитвы правоверных, чем отсюда, из этого чистого и заповедного уголка, не укрытого никакими стенами и крышами? И где еще молитва прозвучит так проникновенно, как не тут, в бескрайней степи, под открытым небом, в унисон с самим солнцем?
Продолжение следует
Андрей Михайлов,
Казахстан – Кыргызстан – Арабские Эмираты – Египет
Фото автора