Минами Ватанабе: «Мне нравится гулять по заснеженным улицам».
Тонкая, хрупкая, изящная… Когда она прыгает, то кажется, что ей не подвластна сила притяжения. Японская балерина Минами Ватанабе совсем недавно танцует в Государственном академическом театре танца им. Булата Аюханова, но уже полюбилась публике. О том, как ей работается и живётся в Алматы, Минами рассказала журналисту «АиФ Казахстан».
Минами неплохо говорит по-русски, потому что два года стажировалась в Московском театре балета. До этого изучала классический и современный танец в Национальной академии танца во Франции. Потом в течение трех лет посещала курсы Голландской академии балета. У нее немало наград на различных международных конкурсах в Гонконге, Вене, Париже, Японии.
– Моя мама мечтала быть балериной, но не сложилось… Поэтому, когда мне исполнилось два года, она отдала меня в академию балета, которой руководила моя тетя. За что я ей благодарна, потому что это стало моей судьбой, – рассказывает Минами.
– Говорят, что в Японии очень трудно стать балериной. Почему?
– В Японии балет не является основным направлением, и я думаю, именно по этой причине он не развивается. Сейчас ситуация понемногу меняется. На моей родине есть национальный театр, но я не могу там работать, потому что у меня низкий рост. Есть также театр, которым руководит всемирно известный японский танцор Тэцуя Кумакава, и много других театров. Но в большинстве из них нет зарплаты. Если вы участвуете в спектакле, то получаете небольшой гонорар. В некоторых театрах нужно платить за репетиции и уроки, поэтому многие японские артисты балета работают в других сферах, чтобы оплачивать занятия. Есть люди, которые зарабатывают на жизнь исключительно танцами в балете, но их очень мало.
– Вы танцевали во Франции, Нидерландах и России. Насколько отличается балет в этих странах?
– Во Франции хореография простая, акцент делается на правильном танце, а не на технике. Например, в России арабески выполняются с большим подъемом ног, а во Франции они выполняются под углом 90 градусов просто и элегантно.
– Кто пригласил вас танцевать в театре балета им. Булата Аюханова?
– Асылбек Исмаил. Я познакомилась с ним в Англии, где принимала участие в гастрольных постановках «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Асылбек пригласил меня в Алматы. Я сначала приехала как туристка, и мне очень понравилось. Потом попробовала себя в театре им. Булата Аюханова и вот уже год живу и работаю в Алматы. Мне здесь очень нравится. В театре замечательный коллектив артистов, с которыми интересно работать. Все ребята большие профессионалы. Приятно повышать свой уровень вместе с ними.
– В Алматы вам комфортно?
– Очень. Я родом из Токио, и там быстрый ритм жизни, здесь все по-другому: красивая природа, радушные люди, разнообразная кухня, а еще снег. В Японии почти не бывает снега, поэтому очень необычно гулять по заснеженным улицам.
– Когда вы приехали в Алматы, знали что-нибудь о казахстанском балете?
– Казахстанский балет очень известный. Я была знакома с национальным театром «Астана Опера» и театром оперы и балета им. Абая, потому что некоторые из моих знакомых работали там и рассказывали мне.
Из личного архивa Минами ВАТАНАБЕ
– Вы предпочитаете классический балет или современный?
– Классический. Честно говоря, не понимаю привлекательности контемпорари (современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники, – прим. авт.). Мне нравится классический стиль, где каждый человек создает свой собственный стиль танца, основываясь на устоявшейся форме и стиле исполнения. Я думаю, привлекательность классики в том, что она позволяет вам пережить сказочные истории, которых, возможно, не существует в реальности, такие как фэнтези или грустные сказки.
– Помните своё первое выступление на алматинской сцене?
– Конечно. Это был гала-концерт, где я исполнила па-де-де из «Талисмана» и современный номер, который поставила сама. Я была в восторге от приема зрителей и самого выступления. Это было незабываемо!
– Нервничаете ли вы во время выступлений?
– Нет. Я наслаждаюсь танцем.
– Что для вас значит балет?
– Это очень сложный вопрос. Балет для меня – свобода и жизнь, но не работа и не хобби.
– Есть ли у вас какие-нибудь ритуалы перед выходом на сцену? Например, класть пуанты под подушку или ни с кем не разговаривать?
– Ничего особенного, но когда я была ребенком, посмотрела фильм «Призрак оперы», и у меня вошло в привычку молиться перед танцем, а также посылать воздушный поцелуй на пол сцены. Я молюсь, чтобы призрак на сцене защитил меня, чтобы я могла лучше выступать как танцовщица.
– Кстати, сколько у вас пар пуантов? Они сшиты специально для вас?
– Специальных пуантов у меня нет, но как-то я купила около 10 пар. Теперь у меня не будет проблем с пуантами в течение нескольких лет (смеется).
– У балерин есть много ограничений: никаких сладостей, мучных продуктов, чтобы оставаться в форме. Вы соблюдаете диету?
– На самом деле мне нужно сесть на диету (смеется). Я плохая балерина, очень люблю сладкое.
– Есть ли у вас кумиры в мире балета?
– Марианела Нуньес из Королевского балета в Лондоне. У нее высокое чувство стиля, безупречная техника и артистическая выразительность. Она постоянно развивается как балерина. Для меня Марианела – постоянное вдохновение.
– В какой партии мечтаете станцевать?
– Моя мечта – роль Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», либретто Леонида Лавровского.
– Если бы вы не стали балериной, какую профессию выбрали?
– Даже не думала (смеется). Если б не была балериной, то, думаю, стала бы бизнес-леди.
– Когда закончите танцевать, станете хореографом?
– Так далеко не заглядывала. Пока могу танцевать, буду танцевать и совершенствоваться в этом.
Надежда ПЛЯСКИНА