Примерное время чтения: 7 минут
79

Взлеты и падения 2024 года

Дебют года
Дебют года / Олег БЕЛОВ / kzaif.kz

Прошедший год оказался богат на события в культурной жизни Казахстана. Мы решили отметить лишь некоторые из них, уделяя внимание не только взлетам, но и падениям.

Дебют года

Казахстанские кинофестивали, как, впрочем, и телевидение, не балуют вниманием документалистов. А ведь именно они несут правду жизни и показывают нам самые удивительные места планеты. Поэтому очень отрадно, что в конце ноября в алматинском университете «Туран» с успехом прошел первый фестиваль экспедиционной документалистики «Turan Doc Fest. Образ жизни – экспедиция». Его организаторы, Gazag Geography и Русское географическое общество, подготовили насыщенную программу, включающую фотовыставку, три премьерных показа полнометражных документальных фильмов и мастер-классы известных режиссеров и операторов. Никогда прежде в Казахстане не устраивали показов лучших работ приключенческой документалистики от «Туран ТВ», РГО и BBC и встреч с их создателями. Важным итогом фестиваля стало объявление о том, что в 2025 году пройдет национальный фото-, видео- и медиаконкурс, посвященный путешествиям по Казахстану «43 широта».

Разочарование года

Открытый источник

Фильм «Стоп, ночь!» по песням группы «А-Студио», где продюсером выступил создатель группы Байгали Серкебаев, а режиссёром – известный молодёжный кинодеятель Фархат Шарипов, изначально претендовал не больше и не меньше на успех мюзикла «Mamma mia!» шведской группы «АББА». Но слабый сценарий и творческие разногласия между продюсером и кинорежиссёром, умудрившимся параллельно снять кинофестивальный вариант «Солдат любви», не оставили ему никаких шансов. Мюзикл «АББА» знает весь мир. Мюзикл Байгали Серкебаева, где внимания заслуживают лишь пара-тройка танцевальных эпизодов, с треском провалился в прокате при весьма прохладном отношении к нему казахстанской прессы.

Классика года

Фото: Ольга Чекмезова

В Республиканском государственном академическом русском театре драмы имени Лермонтова его главный режиссёр Дмитрий Скирта поставил спектакль «Евгений Онегин» по одноимённому роману в стихах Александра Пушкина.

Театр, давно снискавший себе заслуженную славу постановками комедий и драм, доказал, что не зря зовётся русским академическим. Постановка Скирты являет собой синтез русской классики и русского же фольклора, когда в главы романа, посвящённые пребыванию Евгения Онегина в своём имении в деревне, очень удачно вплетены русские народные обрядовые песни и танцы. В постановке задействована большая часть молодых артистов театра имени Лермонтова. На протяжении всего спектакля его рассказчиками-ведущими является молодёжный квартет, который по замыслу режиссёра постоянно трансформируется, становясь, исходя из обстоятельств, то лакеями на балу в Санкт-Петербурге, то секундантами во время дуэли Онегина и Ленского. К слову, убийство Ленского обставлено как траурный вывоз его меховой дохи на санях со сцены. А Онегин доживает до преклонных лет (в этой роли выступил народный артист Казахстана Михаил Токарев). Необычное прочтение романа Пушкина могло бы украсить собой будущий театральный республиканский фестиваль.

Киноляп года

Открытый источник

Военная драма кинорежиссёра Талгата Теменова «Кара кыз» о девушках-кинооператорах в годы Великой Отечественной войны изначально грешила военными недочётами, режущими профессиональный глаз. Но высшей степенью несоответствия реальным историческим событиям оказался эпизод, в котором немцы в 1941 году ведут огонь по наступающим красноармейцам из пулемёта Дегтярёва! Понятно, что немецкого оружия на киностудии «Казахфильм» практически нет… Но ведь можно было обратиться в Музей панфиловской дивизии при Центральном доме армии в Алматы или в Государственный музей Казахстана, где в запасниках точно имеется искомый пулемёт. У нас молодёжь и так не слишком хорошо знает историю Великой Отечественной войны, а насмотревшись таких «шедевров», и вовсе будет иметь о ней превратное представление.

Прорыв года

Фото: Олег Белов

В 2011 году Асхат Ускембаев, руководитель Школы креативной смелости и официальный представитель фестиваля креативности «Каннские львы» в Центральной Азии, дал зарок, что не будет брить бороду, пока казахстанцы не выиграют «Каннского льва». За 13 лет борода Асхата достигла полуметра. В одном из интервью с ним перед очередным фестивалем в Каннах в 2024 году мы намекнули ему, что казахстанские креаторы способны изменить его имидж. Асхат отшутился, что готов носить бороду всю жизнь. Но чудо волшебной бороды свершилось: алматинское агентство GForce CCAR завоевало «Золотого льва» в категории Socal and Influencer за кампанию против насилия над женщинами. В честь этого в сентябре в Алматы состоялась грандиозная вечеринка «Один день в шкуре льва», на котором организаторы «Каннских львов» и представители креативного сообщества чествовали казахстанских победителей, в том числе и в конкурсе «Молодых львов». Одной из главных изюминок вечера стало торжественное сбривание волшебной бороды Асхата Ускембаева. Он признался нам, что в будущем не будет давать таких зароков. Из этого можно сделать вывод, что у него есть другие волшебные средства. Но мы надеемся, что вместе с бородой Асхата вырос и уровень наших креаторов и теперь они сами смогут творить чудеса.  

Провал года

Открытый источник

Фильм «Нам нужен доктор» изначально задумывался как ремейк известной отечественной киноклассики «Наш милый доктор» кинорежиссёра Шакена Айманова. Снимать его начали ещё в 2019 году, перед пандемией. Съёмки растянулись на четыре года и были закончены только осенью 2023 года. При этом народный артист Казахстана Юрий Померанцев, сыгравший главную роль в кинохите Шакена Айманова, категорически отказался сниматься в продолжении, несмотря на предложенные ему немалые деньги. И правильно сделал! Фильм, герои которого одеты по моде 80-х годов ХХ века, песни композитора Александра Зацепина поются с холодным сердцем, а шутки буквально притянуты за уши, вышел на экраны на открытии 17-го международного кинофестиваля «Евразия» в Алматы осенью 2024 года. Чем руководствовались его организаторы, включая эту кинохалтуру в программу МКФ, можно только догадываться. Но зрителей не проведёшь! В итоге во время показа ремейка в «Алматы театре», они стали «голосовать ногами», покидая зал, где из 600 участников к концу показа этой киноподелки осталось менее 50 человек. Что характерно: в прокате фильм так и не появился.

Олег БЕЛОВ, Андрей ЧЕРНЕНКО

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых