Примерное время чтения: 9 минут
582

Высокая нота

Фото из архива Хорлан Калиламбековой / из газетных материалов

Народная артистка Казахстана Хорлан Калиламбекова отметила своё 75-летие

Эта певица известна отечественным и зарубежным любителям искусства не только своей сценической деятельностью, но и как педагог, который подготовил для страны немало вокалистов, чьи имена сегодня широко известны. Это, например, Айгуль Ниязова и Салтанат Ахметова, покорившие сотни почитателей оперной сцены. Хорлан Калиламбекова вошла в плеяду ярких казахстанских звезд благодаря своему необычайному голосу – лирико-колоратурному сопрано. Ее жизненный путь не был усыпан розами, ей пришлось много работать, чтобы быть в одном ряду с корифеями оперного искусства. Труд певицы был оценен по достоинству. В 2002 году она удостоилась высокой награды – ордена «Курмет».

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей отрывок из книги Назым Сапаровой «Правдивые истории» – о творчестве, жизни, судьбе знаменитой оперной примы. Автор – журналист, писатель, награждена медалью В. Маяковского Российского союза писателей. А ещё она – дочь известного журналиста и писателя Сапара Байжанова и невестка народного артиста СССР, «Халық каһарманы», режиссера театра и кино Азербайжана Мамбетова, многолетнего спутника жизни Хорлан.

Первое знакомство

В далеком 1996 году мой свекор познакомил нас с новым человеком, который вошел в нашу большую и дружную семью. В то время мы жили на даче, которая находилась почти в центре, за улицей Гали Орманова и Кирова. Старый дом, который служил «домом творчества» для Ахмета Жубанова и нашей мамы, Газизы Жубановой, остался любимым местом для всей нашей семьи. Участок был засажен плодовыми деревьями – черешней, яблоней и грушей. В их тенистой прохладе под окнами кухни был накрыт стол в ожидании гостей.

Приехал мой отец, а через некоторое время и свекор. Распахнулась калитка, и мы увидели Азербайжана Мадиевича в компании молодой, привлекательной женщины. Поздоровавшись с моим папой и нами, аташка сказал:

– Познакомьтесь, это Хорлан, моя подруга.

Одну-две минуты мы молчали, потому что для нас было неожиданностью, что придет кто-то, кого мы не знаем.

Разрядил обстановку мой папа, который, улыбнувшись, поцеловал руку Хорлан и сказал:

– Я очень рад знакомству. Вы – талантливая певица, гордость Казахстана. Я неоднократно наслаждался вашим пением на концертах мастеров искусств или в опере. Меня зовут Сапар. Я отец Назым.

Весь вечер я внимательно наблюдала за нашей гостьей, не забывая предлагать отведать блюда, которые приготовила с большой любовью. Потом спросила:

– Можно называть вас тетя Хорлан?

Она кивнула в ответ.

Тетя Хорлан понравилась мне: очень дружелюбная, улыбчивая. Красивое лицо, большие глаза, заливистый смех. В душе я порадовалась за свекра, что теперь он не один. За три года до этого события он потерял свою горячо любимую жену – Газизу Ахметовну Жубанову, которая была его единомышленником и другом.

Мне было интересно, какая же тетя Хора в быту. Ведь творческие люди в основной своей массе немного времени уделяют окружающему их миру. И вот как-то раз тетя Хорлан приглашает нас в гости.

Войдя в квартиру, мы поразились стерильной чистоте вокруг. Удивление было вызвано тем, что в квартире стены были увешаны картинами, тарелочками и другими аксессуарами, что требуют каждодневного ухода. Это был богемный уголок, уголок творчества. Уголком, конечно, трехкомнатную квартиру не назовешь. Но как иначе назвать жилище человека, который всю свою жизнь посвятил классическому пению, многочасовой работе в театре, репетициям и сцене? Было понятно, что квартира служит ей местом отдыха, своеобразной отдушиной.

Мы помним, как всё начиналось

Хорлан Калиламбекова родилась 18 ноября 1944 года в Караганде. Ее отец, Ихсан Калиламбеков, был репрессирован, осужден и многие годы отбывал срок в печально знаменитом Карлаге. Выросшая в многонациональном Кировском районе Караганды Хорлан с детства любила петь русские народные песни. При поступлении в Карагандинское музыкальное училище педагоги сразу отметили хорошие вокальные данные молодой девушки. По ее мнению, одним из факторов везения в вокальной жизни являлось то, что в училище преподавали ссыльные музыканты из Москвы и Ленинграда: ее педагогом была Тамара Спиридоновна Шнейх.

После окончания училища певица приехала в Алма-Ату поступать в консерваторию. Как только ее прослушали, зачислили на вокальное отделение.

Как-то раз она рассказывала, что, будучи студенткой, ехала в автобусе по Коммунистическому проспекту, смотрела в окно и поражалась обилию зелени. Гремел гром, дождь лил как из ведра, и вдруг выглянуло солнце, заливая ослепительным светом все вокруг. «Я попала в рай», – наивно подумала девушка. Хорлан полюбила этот город сразу и бесповоротно. Она и не предполагала тогда, что покорит жителей этого города, добьется больших успехов и станет солисткой театра оперы и балета им. Абая.

…Уже тогда она выделялась среди студентов своей артистической внешностью и редким талантом. Хорлан, будучи студенткой, принимала участие в самых разных конкурсах вокалистов. Поехав в Бишкек на международный конкурс, заняла третье место, обратив на себя внимание Еркегали Рахмадиева, который в то время был ректором алма-атинской консерватории. На нее и ее голос свое внимание обратила и Газиза Ахметовна Жубанова, а также другие композиторы.

В своих воспоминаниях Газиза Ахметовна писала: «Однажды, проходя по коридору в консерватории… я услышала голос необычайной красоты и, зайдя в класс, очень удивилась: так как пела всего лишь студентка 2-го курса. Это была Хорлан Калиламбекова, а исполнение было просто мастерское, врожденный талант сразу виден. Она всегда очень сосредоточенная, трудолюбивая, серьезно относится к своему делу… Хорлан отличают именно концентрация и преданность своему искусству. Это счастье – иметь такой голос: звонкий, чистый, серебристый. На этот голос пишут композиторы оперы, романсы. Она – гордость нашего вокального искусства. Имя этой певицы заслуженно пользуется большой любовью и популярностью».

После окончания консерватории девушка получила распределение в Темиртауское музыкальное училище. Это её не обрадовало, а расстроило. И она пришла искать правды к ректору. Увидев ее, Рахмадиев вспомнил талантливую певицу и перераспределил в оперный театр Алма-Аты, куда она пришла 28-м по счету сопрано.

На сцене оперного театра Калиламбекова пела в четвертом составе, пока удача не улыбнулась ей. Это был маленький шанс, и она воспользовалась им.

В опере «Чио-чио-сан» главную партию исполняла народная артистка СССР Роза Джаманова. Внезапно в первом акте у нее сел голос, она не в состоянии была дальше продолжать. Объявили антракт. Хорлан сидела в зале. Тут ее разыскали композитор Сыдык Мухамеджанов и директор театра Шалабаев, предложив продолжить партию Джамановой. Когда Хорлан вышла на сцену, зрители поразились ее сильному, красивому голосу. Аплодисменты зазвучали сразу, как только она начала петь.

Лестница в небо

…И хотя в театре примой являлась народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, зачастую первые партии уже исполняла Хорлан Калиламбекова. Народ полюбил ее голос, и вскоре стали узнавать на улице. Люди несли ей цветы, просили автографы. Она пела в операх Е. Рахмадиева «Камар-сулу» партию Камар, «Алпамыс» – Карагоз, в «Енлик – Кебек» Г. Жубановой – Енлик, в «Ахан-серэ – Актоты» С. Мухамеджанова – партию Актоты, в операх П. Чайковского Татьяну в «Евгении Онегине» и Иоланту в «Иоланте», в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова – Марфу, а также западную классику и весь лирический репертуар. В 1980 году она получила звание заслуженной артистки КазССР, а уже в 1982 году стала народной артисткой республики.

Хорлан вспоминала, как она вместе с Газизой Ахметовной бывала за рубежом, на гастролях, на юбилее композитора в Актюбинске, на концертах мастеров искусств Казахстана. И с особенной радостью делилась воспоминаниями, как они ездили в Швейцарию, где местные казахи буквально ходили за ними по пятам, уговаривая исполнить казахские песни. Газиза Ахметовна садилась за рояль, Хорлан пела, а люди не хотели их отпускать, настойчиво аплодируя.

В 1999 году президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев пригласил Азербайжана Мадиевича Мамбетова возглавить Астанинский музыкально-драматический театр им. Куанышбаева, чтобы поднять уровень столичного театра. Аташка и тетя Хора засобирались переезжать в Астану. Мы не волновались за него, ведь рядом с ним Хорлан. Значит, все будет хорошо.

Так и случилось. Театр пополнился новыми спектаклями, которые подняли престиж столицы. Это были «Материнское поле», «И дольше века длится день», «Дядя Ваня» и другие. В астанинском оперном театре он осуществил постановку оперы «Биржан – Сара», а потом и «Кыз-Жибек» с новыми декорациями и костюмами художника и друга Владимира Семизорова, и в этом спектакле Хорлан исполнила партию Аналык, матери главного героя.

За все свои творческие заслуги в 2001 году наш отец Азербайжан Мадиевич Мамбетов получил высшую награду родины – «Халық қаhарманы» («Народный герой»). И всегда рядом с ним, поддерживая во всем, была наша тетя Хорлан.

В общей сложности около пятнадцати лет она находилась рука об руку с нашим отцом. Я думаю, что благодаря ей отец прожил оставшиеся годы в любви и почитании, радости и умиротворении.

Трудолюбивая и упорная, своенравная и настырная, пользующаяся своим авторитетом и большим вокальным талантом, Хорлан своим трудом и мастерством доказала, что полноправно и заслуженно ее имя останется в истории оперного театрального искусства Казахстана.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно