В НЫНЕШНЕМ ГОДУ В КАЗАХСТАНЕ ОТМЕЧАЮТ 30-ЛЕТИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ. ОДНИМ ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СУВЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ СЧИТАЕТСЯ ЖУРНАЛИСТ, ПОЛИТИК, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ОДИН ИЗ САМЫХ ЯРКИХ ЛИДЕРОВ ПАРТИИ «АЛАШ» АЛИХАН БУКЕЙХАНОВ. В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНИЛОСЬ 155 ЛЕТ СО ДНЯ ЕГО РОЖДЕНИЯ. [газетная статья]
ЕГО ИМЯ В УМАХ И СЕРДЦАХ
Ведущие учебные заведения страны продолжают изучать наследие пламенного трибуна, жизнь которого выпала на годы, полные драматизма. Мы попросили дать историческую оценку авторитетному казахскому общественному деятелю, декану факультета философии и политологии КазНУ и м. аль-Фараби Бекжану МЕЙРБАЕВУ.
– Огромную роль в становлении казахской государственности и формировании независимости внёс в своё время выдающийся казахский политик Алихан Букейханов. Он родился в 1866 году в Каркаралинском уезде Семипалатинской области. Получил прекрасное образование: окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института. Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции. Был избран в Первую Государственную думу России. Вместе с единомышленниками создал первую казахскую национальную партию «Алаш». Основоположниками национальной партии «Алаш» были Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Миржакып Дулатов.
В декабре 1917 года по инициативе Букейханова на Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия. Председателем высшего органа власти – правительства «АлашОрда» – избрали Алихана Букейханова. Он также был ярким журналистом, редактором газеты «Голос степи». Выпускал газеты «Иртыш» и «Омич».
Алихан Букейханов стал первым биографом Абая Кунанбаева. В те времена основатели Алашской автономии мечтали о том, каким сильным и независимым станет в будущем Казахстан. Алихан Букейханов был репрессирован и расстрелян в 1937 году, но он живет в сердцах всех казахстанцев, – высказался Бекжан Мейрбаев.
ПОЛИТИК И МЫСЛИТЕЛЬ
Об особенностях становления политических взглядов Алихана Букейханова «АиФ Казахстан» рассказал доктор политических наук, профессор кафедры КазНУ им. аль-Фараби Сейлбек МУСАТАЕВ:
– История свидетельствует о том, что политические деятели «АлашОрды» защищали интересы своего народа, чтили общечеловеческие ценности и идеалы, во благо своей страны пожертвовали жизнью. В советское время взгляды алашординцев, в том числе политические идеи и деятельность Алихана Букейханова, долгое время не исследовались. Только с обретением Казахстаном независимости эксперты стали досконально изучать наследие деятелей «Алаш».
Особенность феномена Букейханова в том, что он ярко выражен и как политик – лидер партии «Алаш», депутат І Государственной думы Российской империи, председатель Алашской автономии, и как мыслитель – политический борец за независимость своего народа, и как общественный деятель – ярый защитник национальных интересов своей страны.
Становление Букейханова как политического деятеля имеет глубокие духовные основы. Он вырос в социально-политической среде, которая высоко ценила свободу и равенство, имела давнюю традицию степной демократии. Особое место в формировании его общественно-политических взглядов занимали как казахская философия и устная литература, так и передовая европейская культура и традиции, ценности Великой французской революции и русского освободительного движения, – считает Сейлбек Мусатаев.
СЛОВА МУДРОСТИ АЛИХАНА БУКЕЙХАНОВА
• «Народ, его мнение, его воля – высшая санкция закона».
• «Стремление служить нации и народу – это не от знаний, а от характера».
• «Нужно предоставить народам право жить не по Марксу, а так, как они захотят».
• «Для укрепления нового порядка необходимо скрепить братские узы с другими народами».
• «До самого судного дня казахи останутся казахами. В нынешний век просвещения, создав современную казахскую культуру, с одной стороны, и казахскую литературу – с другой, казахи намерены сохранить свою национальную самобытность и идентичность».
• «Самоуправление, начиная снизу, с посёлков, и кончая высшей теперешней административной единицей. Всё должно быть выборное, всё должно получить санкцию народа. Иначе ни одно учреждение не имеет оправдания в своём существовании».
• «Потомки ханов имеют непреходящий долг перед казахами, и, пока я жив, не перестану служить казахам».
• «Желать зло другим – значит делать себе. Потому что мы с другими составляем то, что называется человечеством. Что царит над природой в силу своего ума и без чего нет у нас жизни. Самое трудное, что невозможно достигнуть ни умом, ни богатством, – спокойствие душевное, доступное только высшей нравственности, которое мы почувствуем только тогда, когда ни душой, ни телом не сделаем никому зла».
Юлия КАЦМАН