Материалы предоставлены газетой China Daily ©2022 China Daily
АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ КНР ПРЕДОСТАВИЛА ДОСТУП К УНИКАЛЬНЫМИ АУДИОЗАПИСЯМ [газетная статья].
Библиотека Института музыкальных исследований Китайской национальной академии искусств считается главным справочным центром по традиционной музыке в КНР, и все благодаря богатой коллекции хранящихся в ней ценных старинных партитур, рукописей, инструментов, фотографий и аудиоматериалов. Здесь сохранено для потомков 8000 магнитных лент, 1800 древних и народных музыкальных инструментов, 140 000 книг и 22 000 фотографий.
По словам руководителя академии Хань Цзыюна, самыми ценными экспонатами библиотеки считаются 7000 часов музыкальных записей, собранных несколькими поколениями ученых, которые путешествовали по стране в течение более 50 лет. 23 апреля академия опубликовала цифровые версии записей, хранящихся в архивах традиционной китайской музыки, с которыми все желающие могут ознакомиться совершенно бесплатно.
Коллекция включает записи, собранные во время полевых работ, проводившихся музыковедами института с 1950 года. Она представлена в онлайн-формате в 12 категориях, в числе которых китайские народные песни, эстрадная музыка, китайская опера и музыка китайских народных танцев.
Одними из наиболее ценных экземпляров считаются шесть работ Хуа Яньцзюня (1893-1950), также известного как Абин, – слепого китайского музыканта, создававшего произведения для музыкальных инструментов – эрху и пипы. Его композиции для этих двух инструментов, в том числе пьеса для эрху «Эрцюань Инъюэ» («Луна, отражённая в источнике Эрцюань»), одно из наиболее известных произведений Хуа. Они были записаны музыковедами Ян Иньлю и Цао Аньхэ в 1950-х годах.
Записанная ими религиозная музыка также оцифрована. Например, в 1953 году, когда музыковеды посетили храм Чжихуа в Пекине, построенный в 1444 году в эпоху династии Мин (1368-1644 гг.), монахи исполняли мелодию в жанре цзин. Они сохраняли и передавали эту музыку из поколения в поколение более 500 лет. Монахи поют, аккомпанируя себе при помощи различных инструментов, таких как флейта, шэн (китайский духовой инструмент, сделанный из тростника и состоящий из бамбуковых трубок), барабаны, а также других ударных инструментов: к примеру, тарелок различных размеров.
С 1987 года музыковеды института провели несколько лет, путешествуя по городу Баодин в провинции Хэбэй, недалеко от Пекина. Они обнаружили почти 80 видов скопированных вручную партитур, похожих на музыку цзин, и записали почти 100 часов мелодий, исполняемых народными музыкантами.
«Это самая полная коллекция китайской традиционной музыки, которой мы хотим поделиться с широкой аудиторией, – рассказывает Хань Цзыюн. – Многие певцы и музыканты, которые исполняли песни и музыку, умерли. И даже большинства музыковедов, сделавших записи, уже нет в живых. Поэтому мы чувствуем большую ответственность за сохранение уникальных аудиоматериалов».
По словам эксперта, поскольку многие старинные музыкальные материалы в Китае в основном хранились в устной форме, аудиоматериалы имеют важнейшее значение. Запуск цифрового архива аудиозаписей также ознаменовал собой 30-ю годовщину создания программы «Память мира», которую ЮНЕСКО учредила в качестве глобальной инициативы по предотвращению утраты важных коллекций, хранящихся в библиотеках и архивах.
«Это общее наследие, которое должно быть передано следующим поколениям, – говорится на сайте ЮНЕСКО. – Благодаря международному реестру, в который в настоящий момент включено 245 объектов из большинства стран мира, «Память мира» позволяет лучше узнать интеллектуальные сокровища, созданные всеми культурами и во всех регионах».
В 1993 году Анри Лопес, тогдашний помощник генерального директора ЮНЕСКО по культуре, посетил Китайскую национальную академию искусств в Пекине. Цяо Цзяньчжун, возглавлявший академию на тот момент, пригласил его ознакомиться со звуковыми архивами.
Лопес предложил Цяо обратить на них внимание ЮНЕСКО, и с 1994 по 1995 год Институт музыкальных исследований Китайской национальной академии искусств сотрудничал с представителями программы «Память мира» и обратился к ЮНЕСКО за помощью в записи 7000 часов материалов.
На период с 30 октября по 11 ноября 1996 года ЮНЕСКО направила Дитриха Шуллера, директора фонограммархива Австрийской академии наук, в Пекин для изучения архивов Института музыкальных исследований.
По словам Хань Цзыюна, перед тем как покинуть Пекин, Шуллер сказал: «Эти невидимые сокровища имеют такое же культурное значение, как и видимые, такие как Великая Китайская стена и Запретный город. Постепенно люди начнут понимать, что мы должны сохранить эти звуковые архивы, имеющие историческую ценность, также как мы сохраняем Великую Китайскую стену».
После подачи заявки на запись, аудиоархивы Института музыкальных исследований Китайской национальной академии искусств, а именно 7000 часов записей, впервые для Китая были включены в программу ЮНЕСКО «Память мира» в 1997 году.
«Мы будем продолжать добавлять новые материалы в цифровую библиотеку. Надеемся, что электронная библиотека понравится не только музыковедам и ученым. Мы хотим, чтобы как можно больше людей, особенно молодёжь, ознакомились с этими музыкальными материалами, которые помимо самой музыки рассказывают об истории и культуре», – говорит Хань Цзыюн.
Чэнь Нань