Это случилось в дождливый алматинский вечер, когда был презентован первый за эпоху независимости страны виниловый альбом Розы Рымбаевой [газетная статья].
«ЖАҢБЫРЛЫТҮН»
«Жаңбырлытүн», или «Дождливая ночь», – название новой пластинки, состоящей из 13 композиций золотого фонда репертуара Розы Рымбаевой. Уникальностью данного «фолианта» стали записи голоса известной казахстанской певицы, педагога, актрисы в сопровождении живого звучания AlJazzSymphony – оркестра под управлением Александра Белякова.
Но помимо самой презентации нового альбома в дождливый вечер осени Роза Куанышевна Рымбаева поделилась секретами молодости и красоты, энергии и жизнелюбия, профессионализма и патриотизма. На вечер в «Меломан», который выступил не только инициатором встречи, но и издателем альбома певицы, вместе с Розой Куанышевной пришли оба ее сына – Мади и Али. Если Мади скромно спрятался среди гостей, то Али старался дополнять ответы прекрасной мамы любопытной информацией. Так мы узнали о многом.
ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ
И конечно, о самом альбоме, идее его создания, магических моментах записи.
– Дорогие мои слушатели, я очень рада этой встрече и рада показать свою первую за последние годы пластинку. Для меня это большое событие в творческой жизни. Потому что, когда в советское время выпускали пластинки и не было еще дисков, я имела возможность записать несколько винилов. Тогда для меня как начинающей исполнительницы это был большой экзамен, потому что не было возможности переписать что-то, стереть, смонтировать. Оркестр играет, и ты творишь, все эмоции должны быть в унисон с музыкантами. Тогда через пластинки наши зрители слушали нашу музыку. С тех пор прошло 40 лет, традиции возрождаются, – начала такими словами вечер Роза Куанышевна.
– А предложение записать пластинку с большим оркестром, с живыми настоящими музыкантами, которые базируются на пятом этаже Дворца республики, принадлежит моему сыну Али. Он сказал: «Мама, надо записать такой диск с большим оркестром!». Естественно, я вернулась в свою молодость: играл эстрадно-симфонический оркестр, я стояла перед микрофоном, и напрямую шла запись.
Для меня каждая репетиция с оркестром – это особое переживание, волнение: лишний раз надо показывать, что достойна петь в сопровождении оркестра. Для профессиональной певицы или музыканта недопустимо останавливаться, что то снова исполнять по десять раз. Поэтому, когда я приходила на репетицию для записи нового альбома, музыканты знали, что Рымбаева не будет гонять оркестр, и дирижер был уверен, что я прихожу готовая. Мы работали по одному дублю, и это настоящие эмоции, настоящее пение, и оркестр по-настоящему выкладывался. А когда так происходит? Только когда певец ведет всю драматургию произведения, все его ноты чисты, когда он выкладывается на сто процентов. Каждую нашу репетицию можно было записать как один концерт. Идею Алишки я приняла, потому что он сумел мне объяснить, как важно записать такой альбом.
– К сожалению, оркестровая практика у нас утрачена, – комментирует Али Окапов. – Были альбомы Ермека Серкебаева, Бибигуль Тулегеновой, но сейчас у нас перестали записывать винилы. Есть ансамблевые пластинки, но оркестровых не было. Мы же можем слушать в хорошем качестве Эллу Фицджеральд, Френка Синатру, то есть музыку столетней давности. Но, к сожалению, наша столетняя музыка плохо для нас дошла, потому нам важно сейчас что-то сделать для своих потомков, для будущего, пока у нас все в пальцах, руках и в сердце, самое главное. Конечно же, хочется отметить оркестр под управлением Александра Белякова. Именно он создал уникальность этого альбома. Сам Дворец республики – символичное здание для всех наших артистов. Это главная сцена страны, несмотря на то что есть здания новее и круче. И эта сцена может считаться и сценой Розы Рымбаевой, потому что именно на ней происходили главные события в ее сольной карьере. У нас появилась идея продолжить традицию записи винилов, так как в нашей стране есть Алибек Днишев и еще много корифеев, которых надо запечатлеть в отличном формате качества звука. Это необходимо сделать для сохранения музыкального наследия Казахстана. А для альбома Розы Рымбаевой мы решили выбрать 13 самых лучших и знаковых песен из ее репертуара, чтобы получился некий музыкальный памятник, который и наши дети сумеют оценить, и послушать то, что было исполнено за 50 лет творческой деятельности Розы Куанышевны. А через два года будет как раз юбилей – 50 лет на сцене.
ДРАМАТУРГИЯ СУДЬБЫ
Роза Рымбаева – наш самый бесценный цветок, наша гордость и лицо страны. При этом она настолько скромна, мила, открыта в общении и воспитанна, что начинаешь испытывать к ней еще большее уважение. А если привести одну сугубо личную метафору, связанную с ее образом, то это такая странная штука: в театре Лермонтова есть постановка «Снегурочка – не сказка», и в ней закадровым голосом Роза Куанышевна разговаривает со своей дочерью Снегурочкой. В этом есть магический посыл, когда внезапно ощущаешь, что с тобой говорит сама природа, солнце, весна или ушедшая на небеса родная мама. Такая озвучка спектакля сыграла свою не сказочную роль, как и все, что вещает в наш мир женщина с именем Роза. А назвали так ее родители в честь певицы Розы Баглановой, заранее предрекая судьбу своей дочери.
В 1970-х годах она стала солисткой республиканского молодёжно-эстрадного ансамбля «Гульдер», с 1979 года – солисткой эстрадного ансамбля «Арай», где директором и художественным руководителем был её муж Таскын Окапов. Он первым заметил ее на сцене, влюбился, затем они вместе прошли большой творческий путь. Таскын Окапов сыграл в судьбе Розы Рымбаевой огромную роль, певица всегда помнит и говорит об этом. Это он в 1977 году сумел так аранжировать песню «Алия», что на фестивале «Золотой Орфей», проходивший в Болгарии, она получила Гран-при за нее. С этого момента началась эпоха популярности нашей певицы.
– Для меня первый успех пришел с песней «Алия», и мой муж переделал ее с такой аранжировкой, чтобы показать на конкурсе всю драматургию, лирику материала, чтобы раскрыть весь диапазон моего голоса, – признается Роза Куанышевна.
Возможно, мало кому известно, что Роза Рымбаева снялась и в нескольких художественных и документальных фильмах. Один из них, к примеру, был снят в Чехословакии в 1982 году и назывался Revue na zakázku (в русской версии «До свидания, Медео»). В Праге же была записана пластинка казахстанской исполнительницы. Также Роза Куанышевна снялась в фильме «Первая песня» на «Казахфильме», в документальной ленте «Роза» режиссера Ж. Сабирова, сыграла роль в документальном цикле «Хвост кометы» режиссёра А. Бурыкина, в фильме «Келинка тоже человек – 2» режиссера А. Узабаева. Но также она играет свою лирическую и драматургическую роль в исполнении каждой своей песни. И об этом она тоже говорила на состоявшейся встрече:
– Компьютерная музыка не заменит живого оркестра. И песни, записанные сегодня на виниле, звучат в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра, скрипок, ритм-группы, тромбонов. Я не могу сказать, какая песня у меня самая любимая, потому что каждую песню переживаю по-своему, и обязательно представляю какую-то картину, вспоминаю те моменты, случаи, которые происходят в нашей жизни. Вот представьте, эта пластинка называется «Жаңбырлытүн». В нашем городе сегодня дождливая погода, кто-то стоит с зонтом и ждет своего любимого, а кто-то просто гуляет под дождем, и эти капли, струи дождя отражаются в свете фонарей. Каждая песня – это отдельная история. Все они любимые для меня, а каждый слушатель найдет самую главную среди них.
Ольга ЗОРИНА