Для полноценного развития креативной индустрии, о которой часто говорят в правительстве, необходимо определить статус представителей изобразительного искусства.
В настоящее время художников вообще нет в казахстанском законе «О культуре», то есть официально такой профессии как бы не существует. Для того чтобы осуществить какой-то проект, согласно закону «О госзакупках» художникам необходимо выставить его на тендер. В результате побеждает организация, которая предоставляет ту же тему за меньший бюджет, хотя к искусству часто она никакого отношения не имеет. Проект отдаётся непрофессионалам, результат – плачевный. Вот несколько мнений о том, в каком состоянии находится изобразительное искусство Казахстана.
Как было в СССР
Лидия Коваленко, художник, архитектор:
– Тема сравнения нынешнего времени и советской эпохи – дело неблагодарное. Но тогда художники пользовались уважением и имели вес. Была чётко отлажена система по привлечению заказов, выполнявшихся на комбинатах и в мастерских художественного фонда. Система заказов формировалась объёмом общественно значимых строящихся объектов. К тому же специальным правительственным указом предписывалось в такие объекты в обязательном порядке вводить произведения изобразительного искусства. Вот почему в Доме учёных Национальной академии наук Казахстана, например, были уникальные гобелены, витражи, мозаики. Распоряжением правительства Казахской ССР предписывалось 3% от прибыли производства табачной и алкогольной продукции аккумулировать на поддержку культуры и, в частности, художественного творчества. В обязательном порядке произведения изобразительного искусства закупались музеями, была сформирована система государственных заказов. В Казахстане была национальная школа изобразительного искусства со своей инфраструктурой, системой образования, музеями с их фондохранилищами и научно-просветительской деятельностью, высококлассными специалистами в преподавательской, практической творческой и теоретической работе. А сейчас художественные колледжи и вузы выпускают художников, но идти работать им некуда.
Искусство быть зрителем
Денис Стадничук, сын народного художника Казахстана Ивана Стадничука:
– В одной модной галерее Алматы её владелец сказал, что его зрители – это водители, которые приезжают забирать какую-нибудь картину из фондов, проданную в частные руки.
Ответьте на мои риторические вопросы: как у нас освещался столетний юбилей скульптора Хакимжана Наурызбаева? А 110-летие живописца Ивана Стадничука? Ответ очевиден: никак...
Мы живём в государстве, где культура направлена не на развитие общества, чтобы нам ни говорили высокопоставленные чиновники. Чтобы зритель пришёл на художественную выставку и в музей, его надо к этому подготовить, выращивать с младых ногтей. Именно этому был посвящён комплекс лекций моего отца Ивана Стадничука для студентов. Одна из лекций так и называлась: «Искусство быть зрителем». Если ты не приобщился к культуре с детства, школьных лет, студенчества, то в залах Лувра, Эрмитажа, Третьяковской галереи тебе делать нечего. Так, зал Крамского в Третьяковке – это не музей, а алтарь души человеческой. В центре – «Иисус в пустыне», по правую руку – портрет Тараса Шевченко, слева – портреты классиков русской литературы. А у нас на юбилейной выставке Союза художников Казахстана, кроме худо-бедного открытия, зрителей не было, хотя картины в Государственный музей искусств имени Кастеева прислали практически все бывшие республики Советского Союза. Поставили галочку для отчёта и успокоились. Потому у нас искусства практически нет – его делают по разнарядке. У страны нет культурной политики, вместо неё фанфары и бумажные отписки.
Культура по остаточному принципу
Гульжанат Кабижанова, художник-дизайнер, профессор, кандидат педагогических наук, обладатель золотой медали в области декоративно-прикладного искусства:
– Страна, которая к культуре относится по остаточному принципу, не может называть себя успешной. У нас изобразительное искусство держится за счёт энтузиастов, за границей они производят фурор, а у нас их встречает глухое молчание. На сегодня изобразительное искусство у нас оказалось в тупике. Музеи не дотируются, а ведь за ними стоит государство. Нет идеологии. В тех же США все музеи на дотации, даже если они убыточны. Но в результате у них постоянно пополняются фонды, развивается современное искусство. У нас этого нет. В детских садах и школах ИЗО из программы исчезло. Многие дома школьников закрылись. Следовательно, систематического обучения искусству у нас нет. Доходит до абсурда, когда наши чиновники путают декоративно-прикладное искусство с народными промыслами и везут их за границу в рамках дней и декад культуры Казахстана от Союза ремесленников. То, что можно написать красками на холсте, невозможно выразить на войлоке. Декоративно-прикладное искусство – это область профессиональных художников. А у нас Союз художников Казахстана даже не попал в закон «О культуре». Поэтому, пока мы не вернём изобразительное искусство в школы, пока у детей не будет формироваться образное мышление, состояние нашего ИЗО в лучшую сторону не изменится.
Андрей ЧЕРНЕНКО