Примерное время чтения: 5 минут
113

Перезагрузить нельзя отменить

Общественники призвали президента Казахстана навести порядок в области проведения технического осмотра в стране. Десять лет назад эта сфера перешла из ведения МВД в конкурентную среду под контролем Комитета транспортного контроля.

«За эти годы процедура, направленная на повышение безопасности на дорогах, превратилась в сплошную коррупцию», - заявили общественники на специальной пресс-конференции в Алматы. «Талон о проведении техосмотра можно купить за 1500-3000 тенге. При этом не требуется предоставить автомобиль. Дошло до того, что техосмотр можно купить через соцсети».

По итогу пресс-конференции было подписано обращение к президенту Токаеву:

«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Вынуждены обратиться к Вам, как к единственному человеку, который может повлиять на ситуацию.

Около десяти лет назад технический осмотр автотранспорта в Казахстане в целях борьбы с коррупцией и монополизмом был передан из системы МВД РК в Комитет транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития (ранее - Комитет контроля на транспорте). В результате Комитет получил для себя функции контроля и надзора над центрами технического осмотра и разработкой нормативных требований к ним.

Можем констатировать, что под руководством и надзором Комитета транспорта за десять лет процедура, направленная на повышение безопасности на дорогах страны превратилась в источник коррупции — куда более высокий, чем ранее.

Сегодня любой автовладелец знает, что пройти техосмотр — это значит просто заплатить 1500-3000 тенге, при этом не посещая станцию техосмотра и не проходя необходимые процедуры. Дошло до того, что «пройти техосмотр» можно через соцсети.

Считаем, что существующая процедура проведения технического осмотра в Республике Казахстан, разработанная и внедренная на практике Комитетом транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития, полностью дискредитировала себя. Этот факт подтверждается массовыми коррупционными нарушениями, которые пресекает антикоррупционная служба РК.

Однако, не представляется возможным отменить техосмотр совсем, так как эта процедура регламентируется международными соглашениями.

Комитет транспорта в течение десяти лет не стал тем органом, который создал условия для развития этой сферы технических услуг, не смог создать условия для привлечения инвестиций для развития этого бизнеса, не смог интегрировать эту сферу с международными профессиональными объединениями, а только дискредитировал идею проведения технического осмотра. А ведь технический осмотр вносит существенный вклад в безопасность движения и экологическую безопасность во всех развитых странах/

Считаем необходимым:

1. Функцию аккредитации центров технического осмотра и допуску их к работе передать в систему Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК. Им же поручить разработку новых условий для функционирования технического осмотра в Республике Казахстан.

2. Инспектирование пунктов техосмотра сделать коллегиальным и межведомственным, с  участием представителей Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК, МВД РК, местных акиматов, Комитета транспорта, общественных организаций, а также средств массовой информации и наиболее значимых представителей блогер-сообщества.

3. Поручить Министерству торговли и интеграции разработать и внедрить пилотный проект для внедрения новой формы технического осмотра, с конкретными предложениями по привлечению отечественных и зарубежных инвесторов.

4. Создать специальную комиссию с участием общественности по пересмотру норм и порядка проведения технического осмотра под председательством вице-премьера Правительства РК.

5. Как известно, в Казахстане растет число подержанных автомобилей. На 1 января 2022 года численность автотранспорта старше 20 лет составило более 50% автопарка страны, и он стремительно стареет. Мы понимаем, что проведение технического осмотра по всем существующим нормативам ударит прежде всего по незащищенным, малообеспеченным слоям населения, а также возникнет необходимость у владельцев станций ТО в приведении своего бизнеса в соответствие с новыми регламентами. Предлагаем продумать для всех существующих станций переходный период и поддержку в обновлении центров и оборудования в виде льготных кредитов, грантов и субсидий.

Для населения предлагаем создать государственную программу кредитования под минимальные проценты или вовсе без процентов покупки нового автомобиля отечественного производства стоимостью не дороже 5-7 млн тенге, либо подержанного не старше трех лет выпуска. Таким образом можно в кратчайшие сроки обновить автопарк страны.

Модернизация технического осмотра, по нашему мнению, не должна стать простой заменой одного ведомства на представителей другого ведомства. Нужна полная перезагрузка системы, направленная не ее первоначальную цель — обеспечение технической и экологической безопасности автотранспорта в интересах миллионов граждан страны».

Обращение подписали:

Алексей Алексеев, главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане.

Арсен Шакуов, президент Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога».

Андрей Тимофеев, эксперт.

Серик Ажимуратов, эксперт.

Тимур Елеусизов, эколог, председатель Общественного объединения KAZ ECO PATROL.

Напомним, что в январе был обнародован депутатский запрос о полной отмене технического осмотра в Казахстане. Это заявление вызвало большой резонанс в обществе. Журнал «За рулем Казахстан» провел опрос водителей и вот что выяснилось:

97% водителей из опрошенных просто купили талон техосмотра, автомобиль при этом практически не был осмотрен, в некоторых случаях осматривался свет фар и проверялись тормоза. Напомним, в регламенте техосмотра почти 60 пунктов.

Второй опрос журнала «За рулем» выявил, что 78% опрошенных за полную отмену техосмотра в Казахстане, как ставшего источником коррупции, другие ответы: за ненадобностью, «водитель сам должен следить за своим автомобилем». 22% несогласны отменять техосмотр, считая, что автовладельцам нужен контроль, особенно коммерческому транспорту.

Ассоциация техосмотрщиков неделю назад также собрала пресс-конференцию, где было выражено несогласие с инициативой отмены этой процедуры. Бизнесмены заявили, что из-за нерадивых, нечистых на руку владельцев станции не должна страдать вся отрасль. Надо бороться с коррупцией, а не с техосмотром.

Между тем, тема отмены техосмотра возникла не просто так. В соседней России с 1 января 2022 года, несмотря на протесты специалистов, техосмотр отменили. Теперь подобное хотят сделать и в Казахстане. На этот счет существует много мнений, но ясно одно – техосмотр нуждается в полной реформе, а если она невозможна, то его нужно отменить. Это не должно коснуться коммерческого транспорта.

Алекс Франц

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых