Как навыки информационной гигиены помогают сохранить здоровье.
Многие люди стараются быть в курсе всего, что происходит в мире, читают и смотрят всё без разбора. Делают это осознанно, чтобы почувствовать себя в безопасности. Но создать её невозможно, это иллюзия! А тем временем чрезмерное потребление самого разного, зачастую не соответствующего действительности контента очень портит нашу жизнь и создаёт проблемы со здоровьем. И эти тенденции в мировом пространстве нарастают. Что же делать? Попробуем разобраться.
Сохранить связь с реальностью
Попытки объять необъятное, быть в курсе всего, что происходит в мире через интернет, редко приносят пользу, особенно если человек не подготовлен к такому объему самого разного контента. Здесь крайне важно понимать, что информация в интернете и соцсетях таит в себе куда больше опасностей, чем нам представляется. Погружаясь в информационное поле с головой и проводя в нем много времени, можно легко потерять связь с реальным миром. Тревога станет постоянным спутником.
Необходимо научиться фокусировать внимание на действительно важной информации, игнорируя второстепенную. Главное, что поможет этого достичь, – развитие критического мышления. Только так можно перестать вестись на манипуляции, обезопасить себя от мнения аудитории. Именно по этой причине надо быть внимательными к тому, что мы читаем, смотрим, слушаем. Полезно проверять достоверность любой информации и тщательно анализировать полученные данные.
Поэтому всем людям, а особенно тем, у кого есть проблемы со здоровьем или чья основная деятельность связана с работой в интернете, очень полезно соблюдать информационную гигиену.
Навыки информационной гигиены
Как научиться правильно пользоваться информацией, фильтровать ее, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье, по просьбе еженедельника «Аргументы и фаты Казахстан» рассказала Анара Акимбаева, специалист отдела формирования здорового образа жизни Национального центра общественного здравоохранения:
– В наше время информации с избытком. Оставляет желать лучшего ее достоверность. По этой причине для всех нас сегодня очень полезно сформировать навыки информационной гигиены исходя из существующих угроз, на защиту от которых они направлены. Говоря предметно, это прежде всего умения и навыки верификации информации, защиты персональных данных и доступа. Также хорошо бы научиться ответственному поведению в публичном пространстве.
При выборе способов, как это все сформировать, стоит ориентироваться на методы, развивающие критическое мышление, способность к анализу информации, дающие базовые навыки работы со специальными техническими средствами.
В частности, для разоблачения фейковых новостей могут использоваться обычные популярные поисковые системы для поиска источника искаженной или ложной информации, первоисточников фото-, аудио- и видеоконтента. Полезно сравнивать информацию об одних и тех же событиях из разных источников. Для этого сегодня есть специальные интернет-сообщества по разоблачению фейков. К примеру, «Телеграм»-канал «Война с фейками» или сайт «Лапша медиа», где есть даже форма анонимной обратной связи, через которую можно подать предположительно ложную информацию, чтобы специалисты проверили ее корректность.
Всё хорошо в меру
Для соблюдения информационной гигиены хотелось бы посоветовать ограничивать время, которое мы проводим в интернете, особенно в социальных сетях. Это поможет избежать информационного перегруза и сохранить эмоциональное равновесие. Для этого попробуйте установить время, которое будете тратить на интернет, посещение сайтов или приложений.
Также полезно научиться контролировать входную информацию. Иногда достаточно просто игнорировать различные уведомления, сообщения, ненужные рассылки, неоткрытые электронные письма. Понаблюдайте за своей первой реакцией на ту или иную информацию. Не торопитесь действовать сразу, дайте себе время её обдумать и переварить.
Прежде чем передавать полученную вами информацию, желательно найти её первоисточник и перепроверить сведения из нескольких законных и официальных исходников.
Также обращайте внимание на то, кому вы предоставляете свои личные данные, и как они могут в дальнейшем использоваться, старайтесь быть в курсе о последствиях использования современных информационных технологий. Учитывайте возможные угрозы и проблемы безопасности, проявляйте бдительность. Не отвечайте на подозрительные звонки, не открывайте странные письма или файлы, не переходите по непроверенным ссылкам, чтобы не стать жертвой киберпреступников.
Меньше новостей, больше книг
Многие часами сидят в сети, перебирая тонны ненужной информации в виде статей, постов, рилсов и т. д. Это информационное перенасыщение не способствует психологическому здоровью. Новости часто бывают ложными (фейковыми) и вызывают стресс и думскроллинг (от англ. doom – «злой рок», «гибель» и scroll – «прокручивать», «листать»), это феномен траты чрезмерного количества экранного времени на поглощение негативных новостей. Меньше новостей, больше книг, которые снижают уровень стресса, заставляют нас мыслить.
Читайте проверенные официальные новостные сводки, без комментариев экспертов. Используйте тематические подборки, а не отдельные заметки по разным темам. Отсутствие структуры в информации повышает утомляемость и стресс.
Читайте новости раз в неделю или не более 10-15 минут в день. Выделите время, чтобы просматривать соцсети один-два раза в день. Если это занимает больше 30 минут, сокращайте количество каналов и подписок. Пользуйтесь блокировщиками рекламы и режимом чтения в браузере.
Отпишитесь или уберите в архив все информационные каналы, группы, рассылки, сообщества в соцсетях, которые в последнее время вы постоянно пролистываете, но не читаете.
Дети в интернете – правило «3-6-9-12»
Особую тревогу вызывает влияние информационного поля неокрепшую детскую психику. Для защиты здоровья и психики детей рекомендуем правило «3-6-9-12». Всем известно, что без современных технологий людям уже не обойтись, но вдумчивые родители вводят эти самые технологии в жизнь своих детей дозированно, чтобы гаджеты не навредили растущему организму в плане здоровья. Не все знают, в каком возрасте и как детям можно разрешать смотреть телевизор, пользоваться смартфонами или ноутбуками.
В 2008 году доктор психологических наук из Франции Серж Тиссерон, долгие годы занимающийся изучением влияния современных технологий на детей и молодежь, разработал правило «3-6-9-12».
До 3 лет – играйте, разговаривайте, не смотрите телевизор. Для здорового развития ребенка лучше всего подходят совместные игры. К примеру, они могут быть на планшете, но играть следует только с участием взрослого. И все же лучше детям читать книги. Совсем маленькому ребенку нельзя разрешать смотреть телевизор и даже находиться в комнате, где он включен.
От 3 до 6 лет – ограничение экранного времени. Мы определяем время, когда дошколенок может смотреть телевизор, выбираем программы, соответствующие его возрасту. Телевизор, планшет, компьютер находятся в местах общего пользования, в комнате ребенка их нет. Цифровые интерактивные устройства запрещены во время еды и перед сном. Мы не даем их ребенку, когда нам нужно его успокоить. В игры на планшете или компьютере лучше играть вместе со взрослыми.
От 6 до 9 лет – разрешаем интернет. Определяем время, которое ребенок может проводить перед экраном, беседуем с ним о том, что он там смотрит. Однако не позволяем ему иметь эти устройства в своей комнате. Объясняем также три основных правила, которым необходимо следовать: любой может получить доступ ко всему, что ребенок опубликует в интернете; опубликованное останется там навсегда; нельзя верить всему, что видишь в интернете.
От 9 до 12 лет – учим ребенка защищать себя. Он может взять свой мобильный телефон, выйти в интернет самостоятельно. Мы договариваемся с ним о том, сколько времени он может проводить перед монитором, и беседуем с ребенком о его интересах, чтобы, как говорится, держать руку на пульсе. Соцсети под запретом. Также будем напоминать ему о трех основных правилах интернета.
12 лет и старше – можем только советовать. Ребенок уже самостоятельно бродит по интернету, но мы ограничиваем его время. Обсуждаем с ним опасности всемирной паутины, онлайн-издевательства, дезинформацию и пр. Мы отключаем Wi-Fi и мобильные телефоны на ночь и не становимся его другом в социальных сетях.
Справка «АиФ»
Информационная гигиена – раздел медицинской науки, который изучает закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума, разрабатывающий нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности.
Испытывать самые разные чувства (тревогу, страх, отчаяние) это нормально. Однако на эмоциях есть риск начать действовать безрассудно. В этом состоянии человек не может качественно проанализировать ситуацию, взвесить все аргументы, чтобы принять правильное решение.
Кстати
Ученые пришли к выводу, что сегодня люди за две недели получают информации больше, чем жители Средневековья в течение всей жизни.
За последние годы люди получили огромное количество данных, и эта статистка может привести в ужас. За десятки веков было создано множество вещей, которые остаются без нашего внимания. У нас попросту нет времени на это. Информационный бум показывает, что человечество активно развивается. Но в нашем мире существует множество информации, которая вредит человеку, ее нередко используют как инструмент манипуляции.
Татьяна КАЗАНЦЕВА