НЕ ТАК ДАВНО АЛМАТИНСКИЙ АЭРОПОРТ ПЕРЕШЕЛ В РУКИ ТУРЕЦКОЙ КОМПАНИИ, КОТОРАЯ ПРЕДЛАГАЕТ ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ТЕРМИНАЛА. ЕГО ПЛАНИРУЮТ ВОЗВЕСТИ С СЕВЕРНОЙ СТОРОНЫ ОТ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЗДАНИЯ. СЕЙЧАС НА ЭТОМ МЕСТЕ РАСПОЛАГАЕТСЯ VIP-ТЕРМИНАЛ. ЭТО ИСТОРИЧЕСКОЕ ДЛЯ КАЗАХСТАНА ЗДАНИЕ 1937 ГОДА ПОСТРОЙКИ ОБЕЩАЮТ НЕ РАЗРУШАТЬ, А ПЕРЕНЕСТИ НА ДРУГОЕ МЕСТО. ОДНАКО ЕСТЬ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ ГАВАНИ. О НЕМ НАМ РАССКАЗАЛ ЛАУРЕАТ ГОСПРЕМИИ СССР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬ РК БОРИС ЯГЛИНСКИЙ. [газетная статья]
– Борис Павлович, какой путь развития аэропорта предлагаете вы?
– Безусловно, аэропорт требует развития, но решать этот вопрос нужно другим путем. Начнем с того, что очень перегружен подъезд к аэропорту, переполнены автостоянки. В перспективе ситуация будет только усугубляться.
Главная идея моего проекта состоит в том, чтобы развитие аэропорта произвести не за счет строительства дополнительного специализированного терминала рядом со старым, а возведя комплекс многоцелевого назначения (КМН) в 4-5 км юго-восточнее действующего аэропорта. Он будет выполнять не только роль терминала, но и включать в себя конференц-залы, офисы, гостиницу, рестораны, магазины, сооружения спортивно-развлекательного назначения.
Обычно специализированные терминалы, в том числе и предлагаемый турецкой стороной, содержат в себе зал ожидания, объекты общепита и другие помещения, которые не имеют постоянной загрузки. Когда аэропорт работает в штатном режиме и нет задержки рейсов, эти помещения не востребованы. А их содержание (обогрев, вентиляция, освещение, уборка) требует значительных затрат. Кроме того, они обременяют бюджет строительства.
Когда по погодным и другим причинам нарушается график вылетов и прибытия самолетов, эти помещения становятся востребованными, но они не решают проблему комфортного пребывания пассажиров: людям приходится коротать время лежа на скамейках, подоконниках и в других неприспособленных для отдыха местах. Подобные условия недостойны современного человека, который готов платить разумные деньги за комфортные условия и уют.
Комплекс многоцелевого назначения будет лишен таких недостатков. Он предоставит пассажирам, встречающим и провожающим широкий выбор востребованных услуги одновременно в закрытой зоне выполнит все процедуры по регистрации и таможенному контролю, выдаче и сдаче багажа. Связь между КМН и аэропортом осуществляется спецавтобусами.
– Как выглядит ваша идея в сравнении с турецким проектом?
– Мы хотим сохранить здание VIP-терминала, которое имеет архитектурную и историческую ценность. У нас в городе осталось не так много подобных сооружений. То, что сохранилось, нужно бережно охранять. КМН разгрузит трафик авиапассажиров, позволит снизить нагрузку на подъездные пути к аэропорту и станет самодостаточным туристическим и досуговым центром на юго-востоке города. Это соответствует сегодняшней концепции развития Алматы как города без окраин.
– Но при этом увеличится расстояние от терминала и до центра Алматы…
– Расстояние увеличится, но незначительно. По времени у пассажиров может быть даже выигрыш. Потому что комплекс будет расположен недалеко от объездной дороги, Кульджинского и Талгарского трактов.
– Насколько реалистична идея переноса здания VIP-терминала?
– Я считаю эту идею несостоятельной. С ее помощью просто пытаются снять остроту вопроса.
ДОСЬЕ
Борис Яглинский участвовал в строительстве первой бетонной взлетно-посадочной полосы (ВПП) алмаатинского аэропорта в 1958 году. В 1968 году в должности главного инженера «Казглавдорстрой» руководил работами по реконструкции ВПП и других сооружений аэропорта для приема Ил-62 и всех других типов самолетов. Реконструкция была выполнена в рекордно короткие сроки без остановки эксплуатации аэропорта. Это послужило основанием для присуждения наиболее отличившимся участникам реконструкции звания лауреатов премии Совета министров СССР. В 1969 году руководил реконструкцией исторического здания аэропорта, сегодня обслуживающего иностранных гостей (VIP-терминал). В 70-е годы возглавляемый Яглинским трест «Промдорстрой» построил в аэропорту основной терминал, гостиницу и другие сооружения.
Олег БЕЛОВ