Примерное время чтения: 6 минут
152

То взлет, то посадки

В 2017 года состоялся первый перелет по маршруту Павлодар – Баянаул.
В 2017 года состоялся первый перелет по маршруту Павлодар – Баянаул. / zakon.kz/Валерий Бугаев / из газетных материалов

В НОЯБРЕ 2017 ГОДА ЛЕГКИЙ ДВУХМОТОРНЫЙ САМОЛЕТ LET-410, РАССЧИТАННЫЙ НА 18 ПАССАЖИРОВ, ПРИЗЕМЛИЛСЯ НА «РЕАНИМИРОВАННОМ» АЭРОДРОМЕ БАЯНАУЛА, КОТОРЫЙ НЕ ФУНКЦИОНИРОВАЛ БОЛЬШЕ ДВАДЦАТИ ЛЕТ. СЧАСТЬЮ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ НЕ БЫЛО ПРЕДЕЛА. ОДНАКО НЕ ДОЛГО ДЛИЛАСЬ ИХ РАДОСТЬ. ЗА ТРИ ГОДА АВИАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ СНАЧАЛА ВЗЛЕТЕЛ НА ПИК ПОПУЛЯРНОСТИ, А ЗАТЕМ УШЕЛ В МЕРТВУЮ ПЕТЛЮ – СТАЛ ОБЪЕКТОМ УГОЛОВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. [газетная статья]

ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА

В советское время аэродромы строились практически повсеместно, чтобы трудящиеся могли свободно отправиться в командировку или отпуск, не преодолевая для этого пары сотен километров до ближайшей воздушной гавани. Например, в павлодарском регионе помимо воздушной гавани в областном центре небольшие аэропорты функционировали в Экибастузе и поселке Баян-Аул. Если первый мог принимать такие пассажирские самолеты, как Ту-134 и Як-42, то сельский был рассчитан только на легкую авиацию.

После развала СССР в регионе авиаотрасль практически пришла в упадок. Во всяком случае в городах, подобных Экибастузу, аэродромы прикрыли из-за полной нерентабельности. Лишь спустя два десятка лет началось хоть какое-то оживление. В начале 2018 года Кайрат Нукенов, на тот момент возглавлявший акимат Экибастуза, заявил о возобновлении деятельности городского аэропорта.

Стоит заметить, что первую попытку дать работе аэродрома новый толчок предприняли еще в 2006 году. За счет местного бизнеса даже отстроили новое здание и залатали старую «взлетку». Авиационный объект в Экибастузе проработал два года, после чего его деятельность приостановили. Затем и вовсе законсервировали из-за нарушений, которые выявил комитет гражданской авиации РК. По расчетам бизнеса, для полного восстановления деятельности аэропорта на тот момент требовалось около трех млрд тенге. Эти средства планировалось потратить на модернизацию ремонта взлетно-посадочной полосы, чтобы она соответствовала современным стандартам. И конечно, на новое навигационное оборудование.

Первоначально интерес к проекту проявили китайские инвесторы, но дальше разговоров дело так и не двинулось. Прежде чем вложиться, бизнесмены предпочитают посчитать будущую прибыль. Одна из главных целей, ради которых планировалось восстановить местный аэропорт, – привлечение новых потоков туристов, прибывающих в Баянаульский национальный парк.

«ТОЧКА НЕВОЗВРАТА»

После того как Экибастузу «подрезали крылья», в игру вступил Булат Бакауов, с 2016 по 2020 годы возглавлявший акимат Павлодарской области. Глава региона ратовал за развитие туристического бизнеса в Баянауле и поэтому решил сделать ставку на восстановление взлетной полосы в самом селе. Дело в том, что одна из главных жемчужин региона расположена далеко от аэропортов крупных республиканских центров – Павлодара, Нур-Султана и Караганды. Туристы сначала прилетают в эти города, а затем им приходится преодолевать еще от 200 до 450 километров на автомобильном транспорте. Получается долго и не всегда комфортно.

Строительство современной взлетной полосы в поселке Баяна могло решить проблему, тем самым увеличив приток отдыхающих. А значит, приумножить налоговые поступления в местный бюджет. Тем более, что взлетная площадка здесь когда-то функционировала, но из-за финансовых трудностей девяностых годов ее пришлось закрыть. Восстановление авиамаршрута Павлодар – Баянаул стало одной главных на тот момент задач для небольшого населенного пункта.

В ноябре 2017 года аким Баянаульского района Оразгельды Каиргельдинов отрапортовал на пресс-конференции, что аэродром готов к работе. По его словам, в проект вложили 90 млн тенге из местного бюджета. И тогда же районный глава заявил о возможном строительстве бетонной взлетно-посадочной полосы, для возведения которой разработана проектно-сметная документация. Правда, для ее укладки требовалось еще 300 млн тенге. Тогда же чиновник сообщил, что ведется тесная работа с Министерством по инвестициям РК по закупке самолетов, чтобы сделать воздушное сообщение регулярным. «Думаю, цена на авиабилеты будет доступной. Да и желающие прилететь к нам тоже окажется немало. Ведь на самолете из областного центра до села можно добраться всего за 40 минут вместо трех-четырех часов на автотранспорте», – отметил тогда сельский аким. Тогда же он озвучил и цену билета на регулярный рейс из Павлодара в Баянаул – 10 тыс. тенге.

Самое интересное, что пресс-служба Министерства по инвестициям и развитию РК отрапортовало об окончании работ только в августе 2018 года. В ведомстве официально сообщили, что завершается строительство аэропорта в населенном пункте Баянаул – в курортной зоне Павлодарской области. За счет привлеченных инвестиций построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием длиною 1200 метров и шириною 21 метр. Также министерство заверило: строительство рулежной дорожки и перрона, объектов электроснабжения и ограждения аэродрома. А для обслуживания пассажиров возведено здание площадью 200 квадратных метров и подготовлены две вертолетные площадки.

В ПЕРВЫХ ЧИСЛАХ НОЯБРЯ 2020 ГОДА ТЕПЕРЬ УЖЕ БЫВШЕГО АКИМА БАЯНАУЛЬСКОГО РАЙОНА ОРАЗГЕЛЬДЫ КАИРГЕЛЬДИНОВА АРЕСТОВАЛИ ПО ПОДОЗРЕНИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ СДЕЛКИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ЗДАНИЯ АЭРОПОРТА.

РГП «Казаэронавигация» в том же году взялось за поставку мобильного центра управления полетами на новый аэродром. Следующим этапом должна была стать установка метеорологического оборудования, радионавигационных средств посадки и системы связи. Эти работы завершились в конце 2019 года. Хотя ранее планировалось, что новые авиасообщения Астана – Баянаул, Алматы – Баянаул, Павлодар – Баянаул начнут работать к началу туристического сезона.

ОТ ВИНТА!

Чтобы продемонстрировать готовность сельского аэропорта к работе, в июне 2017 года аким области Булат Бакауов лично протестировал посадочную полосу. Он отправился в полет на двухместном самолете FK14 Polaris, которым управлял пилот – инструктор Карагандинского авиационного учебно-тренировочного центра Валерий Сибгатулин. По словам пилота, на тот момент аэродром уже мог принять легкую авиацию.

Позднее аким региона в числе первых 16 пассажиров совершил перелет по маршруту Павлодар – Баянаул, который был заморожен почти на четверть века. Долгожданный рейс организовала компания «Жезказган Эйр». По словам капитана воздушного судна Сергея Тереха, полет прошел в штатном режиме. «Думаю, баянаульский аэродром полностью готов для того, чтобы встречать гостей», – сказал опытный летчик летом 2017 года.

В тот же период на посадочной полосе Баянаула совершил посадку самолет из Караганды. Число пассажиров – семь человек, среди которых двое детей. Время полета от Баянаула до шахтерской столицы РК составило 40 минут. Кстати, на автомобиле, чтобы преодолеть 230 км, необходимо потратить три часа.

МНЕ БЫ В НЕБО

В первых числах ноября 2020 года теперь уже бывшего акима Баянаульского района Оразгельды Каиргельдинова арестовали по подозрению в организации незаконной сделки по приобретению здания аэропорта. Уголовное дело расследуется департаментом по противодействию коррупции. Как выяснилось в ходе следствия, объект не соответствовал установленным требованиям. По информации первого заместителя руководителя департамента по противодействию коррупции Павлодарской области Ардака Балгожина, экс-аким подозревается в незаконном приобретении авиационного объекта, не соответствующего требованиям эксплуатации.

«Построен он был за счет трат областного бюджета в размере 240 млн тенге. В отношении него избрана мера пресечения – содержание под стражей. Расследование продолжается», – разъяснил Ардак Балгожин.

По информации действующего аким района Каната Каримова, по данному вопросу следствие продолжается, все документы изъяты. «Судьбу этого комплекса, который был незаконно приобретен, решат после завершения судебных мероприятий», – уточнил он.

Пока ведутся следственные действия, сельский аэропорт опечатали. Когда в Баянаул снова полетят самолеты – неизвестно.

Марина ПОПОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых