И риск-ориентированный мониторинг в системе сертификации
На сегодняшний день ведение национальной части единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕАЭС и единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии осуществляется на базе информационных систем, веб-сервисов НЦА.
Веб-сервисы по загрузке отчетов и поиску по Единым реестрам ЕАЭС функционируют на сайте www.nca.kz в разделе «Веб-сервисы по национальной части Единых реестров ЕАЭС». С сайта www.memst.kz реализована ссылка на сайт органа по аккредитации. Данные ссылки так же направлены в секретариат ЕАЭС.
При выдаче сертификатов ЕАЭС по единой форме органы по подтверждению соответствия, включенные в Единый реестр ЕАЭС, предоставляют отчеты по данной системе ежедневно (по факту выдачи), и данные размещаются в разделе вышеуказанного сайта.
В связи с тем что вступили в силу решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2016 г. № 38, от 10 мая 2016 г. № 39, от 26 июля 2016 г. № 88, от 24 января 2017 г. № 9., усилились требования к Единым реестрам органов по оценке соответствия и документов подтверждения соответствия как по наполняемости данными, так и по временным интервалам. Дополнительно для интеграции информационных систем с комиссией посредством шлюза электронного правительства устанавливается требование аттестации информационных систем на соответствие требованиям информационной безопасности.
В этой связи Национальным центром аккредитации комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК ведется работа по модернизации информационной системы для соответствия требованиям вышеуказанных решений коллегии Евразийской экономической комиссии.
Следует отметить, что Национальный центр аккредитации, согласно пп. 1) п. 2 статьи 7 закона Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия», вправе проводить мониторинг деятельности субъектов аккредитации на предмет соответствия критериям аккредитации.
При проведении мониторинга деятельности субъектов аккредитации применяется риск-ориентированный подход, что включает следующие индикаторы:
– осуществление подтверждения соответствия продукции вне области аккредитации;
– двукратное повышение количества выданных документов подтверждения соответствия от среднего количества или по сравнению с предыдущим периодом;
– смена более половины персонала с даты последнего подтверждения компетентности;
– включение в персонал субъектов аккредитации экспертов аудиторов, ранее привлеченных к ответственности или проводившие подтверждение соответствия с нарушениями требований законодательства РК и нормативных документов по аккредитации;
– документы подтверждения соответствия, выданные на «чувствительную» группу продукции (детские товары, игрушки, легкая промышленность, пожарно-техническая продукция);
– отклонение от сроков, необходимых для проведения процедуры подтверждения соответствия;
– непредоставление в течение 10 дней сведений о результатах деятельности субъектов аккредитации;
– сверка информации по Единому реестру ОПС и ИЛ и Единому реестру выданных документов подтверждения соответствия.
По результатам проведенного мониторинга в соответствии с пп. 2) п. 1 статьи 26 закона Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия» при выявлении несоответствий критериям аккредитации, влияющих на достоверность результатов оценки соответствия, органом по аккредитации отзывается аттестат аккредитации.
Кайнар Тайжанов, заместитель генерального директора Национального центра аккредитации