В СПИСКЕ СОМНИТЕЛЬНЫХ «РЕКОРДСМЕНОВ ПО ДОЛГОСТРОЮ» АЛМАТИНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕЕТ НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ПРОКЛАДКА ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ НАЧАЛАСЬ В 1988 ГОДУ, А ОТКРЫТИЕ СОСТОЯЛОСЬ ЛИШЬ В ДЕКАБРЕ 2011-ГО, ТО ЕСТЬ ЧЕРЕЗ 23 ГОДА. [газетная статья]
Он также относится к числу самых медленно развивающихся. С 2015 года в Алматы не открыто ни одной станции, при этом город задыхается в пробках. Есть и парадоксальные достижения. Алматинское метро – единственное в мире, которое не проложено ни к крупнейшим спортивным комплексам города – «Халык арена» и «Алматы арена», ни к центральным транспортным центрам – вокзалам, автовокзалам и аэропорту.
Этот факт красноречиво характеризует непродуманность в планировании сетей общественного транспорта крупнейшего города Казахстана. Но не все еще потеряно. А если уж наверстывать упущенное, важно в развитии метрополитена учитывать мировой опыт. Так как Алматы является культурной и образовательной столицей страны, мы предлагаем обратить внимание на опыт стокгольмского метро, одного из самых красивых и оригинальных в мире.
Конечно, там тоже есть свои нюансы. Например, оно является левосторонним, в отличие от наземного транспорта. Швеция слишком поздно (в 1967 году) перешла на правостороннее движение, к тому времени метро было уже запущено. В итоге в подземке решили ничего не менять. Местное метро также считается самым дорогим в мире. Одноразовый билет стоит 36 крон (примерно 1800 тенге).
Однако метро шведской столицы – одно из самых удобных для пассажиров: продуманная система указателей и электронное табло, оповещающее о маршруте поезда и времени его прибытия, помогает легко сориентироваться любому приезжему. Но и самое главное – станции метро, большая часть которых размещена в каменных пещерах с намеренно грубой отделкой, представляют собой сказочную галерею с неповторимым оформлением. В фокусе оформителей история и культура Швеции, творческие манифесты, детские рисунки, борьба с вырубкой деревьев.
Есть и образовательные станции. На стенах одной из них изображены крупнейшие империи мира (на фото). В итоге люди не тратят время впустую в ожидании поезда. Они погружаются в богатый художественный мир, развивают свою фантазию либо повторяют уроки истории.
Нечто подобное можно сделать и в алматинском метро. Отчасти этот процесс уже запущен. Мы не имеем в виду пирамиду ацтеков, каким-то образом затесавшуюся в панно Шелкового пути на станции «Жибек жолы». В алматинском метро периодически проводят передвижные выставки. Однако можно пойти дальше и доверить знаковым художникам полное оформление будущих станций, как это сделали в Швеции.
Кроме того, на каждой алматинской станции установлены большие экраны, по которых крутят рекламу и примитивную песню о метрополитене. А ведь можно наполнить этот эфир и содержательными роликами. Например, языковыми уроками по казахскому, русскому и английскому языкам. Ведь движение к трехъязычию явно пробуксовывает. Кстати, в новой социальной сети Tik Tok языковые ролики по английскому и русскому языкам уже входят в число самых популярных.
Олег БЕЛОВ