Нужна ли нам социальная система детского развития?
ДЛЯ ТЕХ, КТО БЫЛ РЕБЁНКОМ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ И ЗА 30 ЛЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ НЕ ПОДСЕЛ НА ЗАПАДНОЛИБЕРАЛЬНЫЕ ИЛИ РАДИКАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЗАВТРА ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА. НЕГРОМКАЯ, ПОРЯДКОМ ЗАБЫТАЯ, НО ВСЁ ЖЕ ПРИЯТНАЯ. 19 МАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА. [газетная статья]
ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ, СИНИЕ НОЧИ!
Мы это проходили в школе, но сегодня уже мало кто помнит, что решение о повсеместном создании пионерских отрядов было принято на 2-й Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. И дата была учреждена как День рождения пионерии. Вплоть до распада СССР это был один из главных праздников советских школьников.
Сегодняшняя информационная политика Казахстана предписывает отзываться обо всём, что связано с Советским Союзом, самым нелицеприятным образом. И отдавая дань этой навязанной нам моде, мы боимся признаться самим себе, что большая часть того хорошего, что имеем сейчас, была заложена во времена былой большой страны. И что благодаря обученным в СССР педагогам у нас ещё осталось кое-что от принципов и методик, по которым людям дают знания.
Однако с каждым годом этого хорошего становится всё меньше. А на его место приходит то, что качественным назвать сложно. Это уже проявляется в самых разных сферах нашего наполненного политическими и экономическими катаклизмами бытия.
Но ещё остались позитивные воспоминания, связанные со стабильной безынфляционной жизнью и чувством уверенности в завтрашнем дне. А ещё со счастливым детством. Пусть без смартфонов, брендовых тряпок и жвачки, зато экологически чистом и безопасном, сытом и весёлом, со своей крышей над головой абсолютно для всех. Увы, сегодня этим может похвастать не каждый ребёнок.
ВСЁ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ
Как бы это ни резало слух нынешним новоявленным демократам, Советский Союз являлся бесспорным мировым лидером в образовании и социальной политике. Секрет такого успеха был прост: образование было абсолютно бесплатным. Вплоть до самого высшего. А профессия школьного учителя была одной из самых уважаемых. В особенности на селе. И дети из сельских школ, если они не были отъявленными оболтусами, массово поступали в высшие учебные заведения наравне со своими городскими сверстниками. Потому из сел вышли многие видные учёные, не говоря о миллионах обычных специалистов.
Социальная политика была одним из важнейших направлений, которое государство держало на особом контроле. И это касалось прежде всего подрастающего поколения, которое на всех уровнях называли будущим страны.
Поэтому помимо стопроцентного охвата всех ребятишек образованием страна уделяла большое внимание их нравственному воспитанию и всестороннему развитию исходя из имеющихся способностей. Детки получали всё и даже больше. В это «даже больше» входили занятия в спортивных секциях и развивающих кружках – танцы, балет, фотодело, авиамодельный, автомодельный, художественный и множество самых разных других. Дворцы или дома пионеров были практически в каждом городе. А спортивные тренеры сами ходили по школам и приглашали детей заниматься в различных секциях. Сейчас в это трудно поверить, но всё было абсолютно бесплатно.
А ещё в СССР для детей делалось то, что сегодня вообще невозможно себе представить. В стране было около 40 тыс. пионерских лагерей, в которых ежегодно отдыхали около 10 млн школьников от 7 до 15 лет. На их содержание из профсоюзного государственного бюджета ежегодно тратилось более 1 млрд советских рублей, что в те времена равнялось примерно 1,7 млрд долларов.
Лагеря были самые разные. Загородные – расположенные в окрестностях городов. Санаторные – с лечебно-профилактическими целями, располагавшиеся там, где имелись природные лечебные факторы (климат, минеральные воды и др.). В сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой и лечебным питанием, при соблюдении определённого режима, они обеспечивали полноценный отдых и оздоровление.
Городские лагеря организовывались при школах. В оздоровительных был спортивный уклон в целях укрепления здоровья ребёнка.
Также были спортивные лагеря с усиленным спортивным направлением для физического развития. В них проводили летние каникулы в основном те, кто занимался в спортивных секциях.
Были и военно-спортивные лагеря для мальчиков, где они проходили первичную военно-спортивную подготовку, получали навыки ориентирования на местности, стрельбы, борьбы, поведения при задержании «нарушителей границы», выживания в экстремальных условиях и многое другое.
РЕАЛЬНО ЛИ ВОССОЗДАТЬ БЫЛОЕ?
А потом всё это взяли и разрушили. Сами. Без войны.
После распада СССР Всесоюзная пионерская организация им. Ленина приказала долго жить. А вместе с ней и все то, что было создано для детей. Пионерские лагеря оказались заброшенными или выкупленными под объекты бизнеса.
Сегодня полноценно отдохнуть в период летних каникул могут лишь дети обеспеченных родителей. В том числе и за рубежом на всемирно известных курортах. Безусловно, это хорошо. Но их, к сожалению, меньшинство. Подавляющее большинство казахстанских ребятишек летом остаются предоставленными сами себе. А зачастую и вовсе вынуждены работать, чтобы помочь своим родителям свести концы с концами.
Понятие «детский кружок» в наши дни практически кануло в Лету. Спортивные секции стали платными. А потому не такими популярными, как раньше. Дворцы пионеров вначале переименовали во дворцы школьников, а затем и вовсе снесли, чтобы построить на их местах фешенебельные отели, торговые дома или рестораны.
Того, что было обязательным в то время, нынче приходится в боях с бюрократами добиваться уполномоченному по правам ребенка. Собственно, такого понятия в те годы вообще не было, поскольку вопрос о правах ребенка не стоял в принципе.
Во многом по этой причине большинство современных детей встают из-за компьютеров лишь по зову природы. И о дополнительном развитии даже не помышляют. Зато их нацеленность на зарабатывание денег проявляется едва ли не с самого раннего возраста.
О том, что сегодня в стране нет социальной системы детского развития, а значит, нет заботы о будущем государства, нам рассказала уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин.
– Личность человека формируется не только в школе, – говорит она. – Академические знания – только часть того опыта и навыков, которые человек получает. И в мире по отношению к детям еще не придумано ничего лучше, чем их воспитание через труд, спорт и творчество. К сожалению, оценка личности ребёнка сегодня у нас присутствует только в школе, которая обязательна для всех. И ребёнка оценивают по тому, отличник он, ударник или троечник. Но не все дети могут учиться хорошо. Люди все разные. У всех разные способности и разная восприимчивость к тем или иным наукам и академическим знаниям. А из-за того, что ребенок оценивается только в школе, у него нет возможности развиться, выделиться, самоутвердиться через какие-то другие направления. Как было раньше: ребенок может быть троечником, но при этом прекрасно играть в футбол, на фортепиано или великолепно рисовать. И детям было за что себя уважать. То есть помимо школьной успеваемости детей уважали за их достижения, навыки и умения. В любом классе всегда кто-то ходил на танцы, кто-то на баскетбол, кто-то на художественную резьбу по дереву и т. д. И в этих кружках и секциях дети объединялись на основе общих интересов. Это формирует дружеские связи, дает ребенку ту среду, где его понимают, разделяют его интересы.
У нас, к сожалению, система воспитания за эти тридцать лет была разрушена буквально до основания. Структура, которая была, оказалась «приватизирована». Изменились ее целевые назначения. Получается, что нам нужно все начинать с нуля.
От себя добавим, что экономические возможности былой страны сто лет назад и нынешнего Казахстана несравнимы. Тем не менее в тех нелегких условиях была сформирована полноценная социальная система, направленная на детей. Удалось это исключительно благодаря политической воле, с которой сейчас явные проблемы.
Айдар ЕРМЕКОВ. Фото Илья Наймушин © Sputnik