Примерное время чтения: 10 минут
131

Раздать и попилить

ЖУРНАЛИСТЫ ВИКТОР ВЕРК И СЕРГЕЙ КОЗЛОВ В РАЗГАР ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА ВНОВЬ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА ОСОБЕННОСТИ, ВЕРНЕЕ, НА ПЕЧАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ТАК НАЗЫВАЕМОГО КАЗАХСТАНСКОГО ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА [газетная статья].

Сергей КОЗЛОВ: Турист, как много в этом слове... Есть ли в нашей благословенной стране другая такая тема, как туризм, о которой нервно вспоминают каждое лето и которая вот уже три десятка лет звучит в одной и той же минорной тональности? Сколько раз говорилось, писалось, планировалось создать в Казахстане туристическую отрасль, которая приносила бы в бюджет доходы, сопоставимые с продажей какой-нибудь руды или другого сырья, чтобы к нам ехали богатенькие буржуины и оставляли здесь свои денежки, чтобы наконец наши сограждане путешествовали по необъятной стране и больше её узнавали, а заодно и набирались сил для новых трудовых и творческих свершений. Я не знаю, может, кто-то ещё и верит в это создание, но в последние годы я таких уже почти не встречал, хотя раньше они были. Нет, местный туризм как бы есть, в отдельных областях и районах за счёт туристов даже живёт немало сельского народа, но вот отрасли как не было, так и нет, мы её вот никак создать не можем, – именно отрасли экономики, а не сферу местечкового бизнеса. И думается, главная причина здесь одна: жажда наших людей, которые работают в этой сфере, получить сейчас, сразу и побольше. Максимально больше, ибо завтра можно уже не получить ничего. Потому и соотношение «цена – качество» за услуги для туристов у нас несопоставимы. Сервис, как правило, убогий, а дерут за него втридорога. Об этом говорят буквально все наши, так сказать, внутренние туристы. К тому же должной туристической инфраструктуры нет, дороги отвратительные, персонал на местах просто не понимает, что такое вежливо и качественно обслужить туристов, уровень отелей и пляжей ниже всякой критики. Я ничего не преувеличиваю, а лишь привожу мнения наших сограждан, которые уже успели съездить в этом году на Алаколь, в Боровое, на Алтай и в другие наши туристические зоны. Есть, конечно, и позитивные примеры, но их несравненно меньше, куда больше отзывов негативных и даже гневных: доколе, мол, у нас так будет и когда хоть что-то в этой сфере наладится? А вот ты как полагаешь, доколе?

Виктор ВЕРК: Туризм в нашей стране самая первая, пожалуй, жертва сырьевого проклятия. Местные кормчие почему-то были убеждены: вот дал Аллах Казахстану плато Устюрт, сосновые леса Борового или Каспийское взморье – и завтра же любоваться на эти красоты к нам примчится полмира. Пока что мчится только 1/25 России, и то по известным причинам. А ведь ежу понятно: без въездного туризма не будет и внутреннего. А значит, не будет отрасли, о которой ты говоришь. Это всё равно что называться нефтяной державой, раздав все залежи иностранцам и получая взамен в лучшем случае налоги в бюджет. Как и вся отечественная экономика, туризм у нас вывозной: туроператоры работают почти исключительно «на выезд» – Турция, Эмираты, Хайнань, ну и немного Европы – Хорватия, Греция, Испания. А если бы начинали не с этого, а с расписывания на весь Казахстан и весь честной мир наших собственных красот и чудес? Но выставка Экспо, которая везде служит дополнительной приманкой для своих и чужих туристов, у нас «прославилась» исключительно громким коррупционным делом Талгата Ермегияева. Вот и с внутренним туризмом в стране почему беда? Воруют! На нынешний год на туристский алтарь брошен 1 трлн тенге. Триллион, Карл! А на Алаколе горят синим пламенем деревянные домишки, за которые туристу нужно выложить сумму, сопоставимую с трёхзвёздным отелем где-нибудь в турецком Белеке. Для тех же россиян с их санкционной душиловкой и выгоднейшим курсом рубля к тенге съездить даже не в алакольскую глушь, а хоть в роскошный RIXOS на Каспии дело плёвое. А нашему брату это не по карману.

С. К.: Получается как всегда. Назвать то, что происходит у нас в туристической сфере бардаком, это оценить происходящее так, как есть. Причём он уже стал небезопасным. Недели две тому назад приезжали в наши, алматинские, горы туристы из Новосибирска. На беду, одна супружеская пара как раз туристическим бизнесом занимается там у себя, в Сибири. Почему на беду? Да потому что профессиональным глазом виднее куда глубже и объёмнее, нежели глазом туриста простого. И что они отметили? У вас, как сказали сибирские гости, просто дикий рынок в сфере оплаты услуг, не сертифицированные гиды, бесхозный транспорт, туроператоры не работают с очень многими санаториями, профилакториями, отелями, они просто не могут с ними работать. Почему? Да всё очень просто: если работать как положено, легально, то остаётся след, надо платить налоги, а наши туристические бизнесмены такого очень не любят. Им надо, как я уже сказал, сразу и побольше, а лучше вообще налогов не платить. Новосибирцы довольно подробно обо всём здесь узнали, расспрашивали разных людей из этой сферы и поразились, какие затраты приходится нести на организацию, содержание туристических объектов. И... сколько и кому нужно давать взяток, местным бастыкам например, чтобы они просто дали возможность хоть как-то работать. Отсюда, сделали вывод наши гости, и стремление как можно быстрее и безопаснее хапнуть в сезон. А для этого выгоднее иметь дело именно с бастыками, а не с теми, кто хочет организовать цивилизованный туристический бизнес. Власти столичные далеко, а местный начальник рядом, и его власть тоже…

В. В.: А зачем «цивилизованный бизнес», если на кону такие бабки из госказны? У нас же всегда так было: главное – написать разухабистый бизнес-план (программу, концепцию, технико-экономическое обоснование, кому как больше нравится), который произведёт впечатление наверху, цифр внушительных навысасывать из пальца, чтобы получить доступ к живительному роднику госфинансирования. Остальное дело техники – раздать и попилить. На месте шефа Минкультспорта Даурена Абаева я заказал бы тщательнейший аудит нацкомпании Kazakh Tourism (а не занимался позорной возней вокруг секундного поцелуя двух мультяшных девиц). Впрочем, не исключено, что искушённый в чиновных интригах Даурен Аскербекович не делает этого, руководствуясь золотым аппаратным   правилом: не копай глубоко – на себя выйдешь. Куда проще поставить автограф под очередной программой развития туризма с вдохновляющими «целевыми индикаторами»…

С. К.: Да, программ по развитию туризма было у нас не счесть, а уж сколько денег в них вбухали, и сказать страшно. Думается, какие-нибудь турки или хорваты за эти деньги давно бы у себя эффективную отрасль создали. И дело тут не в том, что у них, мол, есть море, а у нас его нет. Нет, дело отнюдь не в этом! Я приведу пост одной моей знакомой, которая ездила в Боровое: «Когда-то на этой полянке в заповедном лесу росли маслята. А теперь там парковка для гостей домика, который сдают в посуточную аренду желающим погужбанить на природе в выходные. Это, наверное, чей надо гостевой дом и чьи надо крутые машины. Что им заповедник? Цены в Боровом, скажу я вам, тоже далеки от адеквата. Прокатиться на колесе обозрения – 2000 тенге. Точнее, на колесе обоРЗения. Есть же удовольствия попроще, например, поход в туалет – 200 тенге. Даже неудивительно, почему вокруг туалетов загажен весь лес. Но это, наверное, чьи надо туалеты. Самые красивые зоны берега озера огорожены под платные пляжи. Это, наверное, чьи надо пляжи. Что им закон? Печально это все». А теперь о нашей жемчужине, об Алаколе: «Таксисты перекрывают дорогу микроавтобусам, угрожают расправой, спускают колеса. Разбираться с нелегалами бесполезно, на заявления правоохранительные органы внимание не обращают. Усложняется ситуация тем, что железнодорожная станция находится в Жетысуской области, но используют её туристы и предприниматели Абайской области». Это рассказывает предпринимательница Елена Асылбекова, которая владеет турбазой на озере. В туристических зонах Алаколя постоянно происходят перебои с электричеством, до сих пор нет центрального водоснабжения, канализации и нормального интернета. Другая владелица турбазы Инна Дорош вот что поведала: «Воду мы себе провели сами, канализацию тоже. У нас своя подстанция и личный электрик, поэтому наши гости не сидят со свечами. Но когда приезжают, отмечают: «Дорого у вас, как в Турции!». Можно ещё приводить и приводить высказывания и туристов, и предпринимателей. Все они подтверждают: этот хаос будет долгим, очень долгим, я не хочу сказать, что он будет вечным, нет. Но, к сожалению, на наш век его хватит...

В. В.: То, что ты называешь бардаком, дорогой друг, лишь частные проблемы частных же предпринимателей. А вот что говорят государственные мужи вроде того же г-на Абаева о старинной проблеме внутреннего туризма в Казахстане – отсутствии работающих туалетов: «К примеру, у нас есть Кайынды – замечательное место, куда сейчас приходит огромное количество туристов. Туалеты построены, но они не работают. Потому что это достаточно дорогое удовольствие – их подключение к системе полного снабжения». Вот тебе очередная потемкинская   деревня   из   программы «Раздать и попилить». Но это ещё не всё. Вот как описывает лучший друг туриста алгоритм решения проблемы в разгар туристического сезона, между прочим: «Теперь мы находим решение, чтобы акиматы вместе с бизнесом уже нашли другие варианты». И это у них называется господдержкой развития туристической отрасли… Правильно, министерство денежку получило, отчиталось за её освоение. А клозеты пусть теперь акиматы руками коммерсов разгребают. Это, я тебе скажу, вовсе не бардак, это го-су-дар-ствен- ный подход к делу. Не веришь – спроси у любого топ-чиновника. Да хоть у того же Кайрата Нематовича Келимбетова с его тихо спущенными на тормозах «национальныим проектами». Там сначала выделили под них «заинтересованным» (кто бы сомневался!) министерствам астрономическое бабло, а уж потом стали выдумывать «алгоритмы». Вот это я понимаю, это по-нашему!

С. К.: Потому и хочется куда-нибудь подальше… В смысле, отдохнуть. И дешевле, и комфортнее, и приятнее. Уж не говорю о полезности. Кстати, я уже не раз рассказывал о том, как турки создали у себя отличную отрасль туризма. Вначале они пригласили к себе немцев, которые им объяснили, что западного туриста интересует и что нужно сделать, дабы его заманить. Потом турки подсчитали, сколько им нужно денег для устройства всего этого хозяйства, включая обучение персонала. При этом основная идея была такова: чтобы получать прибыль всегда, не нужно стремиться получить её по максимуму в первые годы. Туриста нужно именно заманить. И вот на всё это дело, как рассказывали мне люди, которые занимались именно созданием отрасли, ушло около восьми лет и несколько миллиардов долларов. Для этого брались кредиты в западных банках, и их ещё не все выплатили, между прочим. Но зато у Турции действительно есть отрасль экономики под названием «туризм». Они сами её создали. Они слушали тех, кто дело знает, и делали так, как надо. А вот это, если перефразировать то, что ты сказал, отнюдь не по-нашему…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых