Каждый ли получает, что заслужил?
Сегодня в экономике сохраняются системные проблемы, которые могут привести к спаду в экономике и росту социальной напряженности. В послании народу Казахстана 1 сентября 2022 г. глава государства К-Ж. Токаев инициировал реформу экономики страны, приоритетным направлением которой определена разработка и реализация новой экономической политики (НЭП) с базовой целью качественного и инклюзивного роста благосостояния наших граждан.
Своим видением, в какой мере эта цель достигнута, делится наш собеседник Сейсембай Джумамбаев, кандидат экономических наук, ассоциированный профессор.

Не всем пироги да пышки…
– Одной из главных ценностей независимости, обретённой Казахстаном, которую граждане хотели бы ощущать на себе, является справедливость. Разумеется, каждый понимает её по-своему. Тем не менее есть и общие закономерности. В чём они, на ваш взгляд?
– Больше всего люди требуют соблюдения справедливости в социально-трудовой сфере. При этом важно учитывать, что экономика развивается по своим непреложным законам, и деятельность правительства необходимо оценивать, в какой мере успешно ему удалось учесть влияние рыночных сил на экономическую динамику. Давайте просто сравним данные экономического роста и социальные показатели за два шестилетних периода: первый с 2013 по 2018-й и второй с 2019 по 2024 годы. Я намеренно взял за точку отсчёта время руководства президента К-Ж. Токаева.
Итак, в первом периоде рост реального ВВП составил 115,5%, а среднедушевых реальных денежных доходов населения –111,3%. Во втором периоде рост был соответственно 115,6% и 116,1%. Вывод очевиден: в первом периоде рост доходов граждан отставал на 4,2% от реального роста экономики, но во втором опередил его на полпроцента. Иными словами, сделан хотя и скромный в количественном измерении, но очень важный шаг в выполнении установок главы государства, чтобы макроэкономические показатели обеспечивали опережающий рост реальных доходов граждан. Теперь важно закрепить тренд значительного улучшения в соотношении данных показателей до 2029 года.
– Но согласитесь, что население страны неоднородно, состоит из групп, различающихся по источникам и размерам своих доходов. Как повышались отдельно взятые зарплаты, пенсии и пособия?
– Около половины населения представляют занятые в различных секторах национальной экономики, и в большинстве случаев по их заработной плате судят о благосостоянии граждан страны. В первом периоде среднемесячная номинальная заработная плата одного работника повысилась почти в полтора раза, во втором – более чем в два раза. В общем эти изменения позитивно отразились на увеличении доли трудовых доходов во втором периоде – с 72,3 до 75% Пенсионеры в минувшем году составляли 12,2% населения страны. Рост размеров пенсий в среднем во втором периоде уменьшился на 19% по сравнению с первым. В процентах к средней заработной плате во втором периоде они колебались в рамках 20-31% против 29-34% в первом периоде.
– О чём это говорит?
– О снижении уровня благосостояния данной группы населения при почти одинаковом росте экономики в эти годы. Аналогичная картина наблюдается и по государственным социальным пособиям. Численность их получателей составляла в 2024 году 4,31% населения, и если среднемесячный размер таких пособий в первом периоде повысился в 2,14 раза, то во втором – лишь в 1,71 раза. Во втором периоде власть больше внимания уделяла повышению минимальной заработной платы (МЗП), затрагивающей интересы занятого населения, чем размерам пенсий и пособий. Речь идёт о принципе справедливого распределения национального дохода страны между отдельными группами социума. Вопрос с МЗП должен стать предметом обстоятельного и отдельного рассмотрения. Повышение же пенсий и пособий должно осуществляться на одинаковую сумму для всех получателей.
Догоним и перегоним!
– Получается, что власти не удаётся преодолеть явную неэффективность распределения роста национального дохода и по-прежнему основную выгоду от роста экономики страны получают финансово-олигархические группы?
– Прямо скажу, что нет прогресса в решении данного вопроса, и это можно объяснить следующими причинами. Речь о принципе справедливого распределения национального дохода страны между отдельными группами социума. Доля оплаты труда и доля прибыли в ВВП почти не меняется. Так, в 2023 г. они составили соответственно 31,4 и 61%, в 2024 г. – 31,1 и 61,5%, В странах с развитой рыночной экономикой в 2023 г. доля оплаты труда в ВВП, к примеру в Швеции, была 45,7%, в США – 51,6%, в Германии – 52,3%. Среднегодовая зарплата в том же году в Казахстане составила $9576. Это в 5 раз меньше, чем в Швеции, в 5,5 и 8,4 раза меньше, чем в Германии и США.
Речь идёт о принципе справедливого распределения национального дохода страны между отдельными группами социума.
– Под впечатлением приведенных вами цифр, которые, надеюсь, не утомили читателей, можно предположить, что проблема повышения доходов занятого населения Казахстана кроется в необоснованно низкой заработной плате работников. Насколько справедливо требование её существенного увеличения?
– Давайте сопоставим уровни производительности труда в разных странах. По расчетам в 2024 г. ВВП на одного занятого в Германии был в 3,3 раза, Швеции в 3,6 раза, а средняя годовая зарплата в этих странах соответственно в 4,9 и 4,5 раза выше, чем аналогичные показатели в Казахстане. В 2023 году уровень производительности труда в США и средняя зарплата превосходили аналогичные казахстанские показатели соответственно в 5,9 и 8,4 раза.
Нетрудно увидеть, что высокая зарплата обусловлена высоким уровнем производительности труда. В лидирующих компаниях развитых стран стремление работников к высокой зарплате всегда поощряется и рассматривается как один из основных факторов роста производительности их труда. Разница между уровнями заработных плат в Казахстане и развитых странах существенно больше, чем между их уровнями производительности труда. Следовательно, по отношению к казахстанцам проявляется явная несправедливость в практике оплаты труда, который недооценен и оплачивается существенно ниже, чем в упоминаемых странах.
Загадка из трёх слов
– Извините, но насколько методически правильно сравнивать Казахстан со странами, где очень высок уровень экономического развития?
– Замечание по делу. При этом общепризнанным критерием определения уровней экономического развития стран служит ВВП на душу населения. Так вот, если сравнить ВВП Казахстана с аналогичными показателями двух стран – участниц ОЭСР, Мексики и Турции, при близких нам уровнях производительности труда, то факт необоснованно низкой оплаты труда в РК опять вполне очевиден. Сравните среднюю зарплату в Казахстане с той, что в Мексике: $12 439 и в Турции – $16 388.
Идём дальше. В 2025 году правительство РК планировало рост реального ВВП 5,6%, Нацбанк РК прогнозировал инфляцию 6,5%, а величина МЗП оставлена без изменения на уровне прошлого года. Каким образом правительство намеревалось решить поставленную президентом задачу, чтобы макроэкономические показатели обеспечивали опережающий рост реальных доходов граждан и каждый из нас ощутил плоды поступательного экономического развития?
Президент страны указывал, что новая парадигма экономического развития Казахстана основана на раскрытии потенциала всех основных факторов производства, в том числе и труда. В определении конкретных направлений экономической реформы низкая производительность труда названа им одной из системных проблем экономики страны. Главная причина – в недостаточном внимании руководителей разного уровня к этому вопросу, а возможно, и в непонимании механизма действия цивилизованной рыночной экономики и ее составной части, рынка труда.
– Повысим грамотность сограждан путем организации ликбеза в области социально-трудовой сферы?
– Она не менее важна и значима, чем ликвидация финансовой безграмотности населения страны. Президент четко обозначил, что базовым фактором повышения благосостояния народа должен стать рост зарплат, адекватных рыночным условиям. Последние три слова ключевые, означающие необходимость отхода от чрезмерного вмешательства государства в социально-трудовые отношения.
К сожалению, до сих пор на этом пути не видно сдвигов, не решены главные вопросы: как конкретно осуществить переход к государственному дерегулированию социально-трудовой сферы. Какие конкретные меры по оживлению действий институтов и организаций рынка труда предпринять, чтобы на рыночных началах автономно формировать уровень зарплаты? Как они скажутся на динамике оплаты работников и доходах отдельных слоев граждан Казахстана? Президент страны подчеркивает: «Сегодня именно в экономике надо проводить курс на последовательную и динамичную либерализацию. Это единственный путь, способный вывести Казахстан на принципиально новый уровень развития».
Речь о принципе справедливого распределения национального дохода страны между отдельными группами социума.
Светлана СИНИЦКАЯ