Примерное время чтения: 6 минут
97

Огонь, клеймо и магистральные трубы

Как мы «Союзу» помогли

АВАРИЯ, КОТОРАЯ ПРОИЗОШЛА В КОНЦЕ ФЕВРАЛЯ НЫНЕШНЕГО ГОДА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ, БОЛЬШОГО ВНИМАНИЯ НЕ ПРИВЛЕКЛА. НЕКОТОРЫЕ РОССИЙСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СКУПО СООБЩИЛИ, ЧТО НА 108-М КИЛОМЕТРЕ ГАЗОПРОВОДА ОРЕНБУРГ – НОВОПСКОВ ПРОИЗОШЕЛ РАЗРЫВ ТРУБЫ С ВОЗГОРАНИЕМ ГАЗА. ЖЕРТВ И ПОСТРАДАВШИХ В ТОЙ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НЕТ. [газетная статья]

Однако был в этой драматической истории такой момент. Часть этой магистрали, которую обслуживает российский «Газпром», проходит по территории Казахстана, поэтому несколько населенных пунктов Западно-Казахстанской области одновременно остались без тепла. В мороз до беды было недолго.

Российские газовики вышли на связь с казахстанскими коллегами: братцы, выручайте! Те выручили, сработали быстро, четко и профессионально: в реверсном режиме перенаправили ресурсы с магистрального газопровода (МГ) Средняя Азия – «Центр» на нужный участок. Как потом пояснили специалисты, все счастливо обошлось, потому что в Казахстане построена комплексная, взаимодополняемая система транспортировки голубого топлива.

А почему авария-то произошла? Как всегда, у каждого ЧП одной причины не бывает. Так и здесь, их было несколько, и все они исходили из главной составляющей: МГ Оренбург – Новопсков является частью экспортного трубопровода «Союз», который был принят в эксплуатацию в 1980 году. То есть труба работала больше 40 лет. Работала, работала и устала. Известно ведь: усталость металла всегда имеет свой предел.

Такой же предел, только без всяких ЧП, казахстанские газовики обнаружили раньше – у себя в хозяйстве. При плановом осмотре газопровода, тоже 40-летнего, Окарем – Бейнеу внутритрубная дефектоскопия посредством ультразвука выявила дефекты пока еще докритического характера (они еще бывают критические и закритические). В любой момент могла произойти такая же оказия, как и под Оренбургом. Только вот последствия, случись они, уж точно были бы плачевными: без топлива остался бы Мангистауский атомный комбинат – стратегический объект, являющийся единственным источником энергоснабжения во всем регионе, включая его центр – город Актау.

В предельно сжатые сроки – всего лишь за 19 дней – бригады из АО «Интергаз Центральная Азия» (дочернего предприятия национального оператора АО «КазТрансГаз») произвели капитальный ремонт более 300 километров трубы, заменив 187 дефектных ее секций и сделав врезки отводов к автоматическим газораспределительным станциям «Бейнеу» и «Толеп». Да еще проложили участок газопровода под двумя переходами автомобильных дорог.

Читатель, вы сколько километров за день проходите? А теперь вдумайтесь: за день интергазовцы не проходили пешком, а ремонтировали по 16 километров трубы! Хотя нет, не за день. За сутки. Потому что работали круглосуточно – несколько бригад, сменяя друг друга.

Жили в вагончиках. Ночью в тех местах степь озарялась искрами от сварки и лучами прожекторов, которые подсвечивали трубу с разных сторон. Это для удобства сварщикам, чтобы не было тени, чтобы не было брака. Хотя в «Интергазе» такие мастера, что смотришь, как они работают, и думаешь: почему таким асам разряды присваивают, а не звания. Они же настоящие артисты своего дела! Вот, например, сварщики 6-го, высшего, разряда Бекбулат Каиржанов, Каирхан Жанаманов, газорезчик Жамал Нуртяков и немало других, кто ведет, выражаясь профессиональным языком, огневые работы. Они уже по многу лет безбрачные, то есть работают абсолютно без брака. Практически все имеют свое личное клеймо качества, ежегодно на тестировании успешно его подтверждают.

ТРУБА ЗОВЕТ!

Вся газотранспортная система Казахстана имеет протяженность более 20 тысяч километров. Кстати говоря, та самая ее взаимодополняемость была достигнута сравнительно недавно – с окончанием строительства крупнейшего в казахстанской истории магистрального газопровода Бейнеу – Бозой – Чимкент. Труба длиной 1,5 тысячи километров объединила все газопроводы страны и полностью устранила зависимость от импорта газа. Одновременно была запущена инновационная компрессорная станция «Устюрт». Все это увеличило пропускную способность МГ до 15 млрд кубометров газа в год и позволило тем самым стабилизировать газоснабжение юга Казахстана и расширить экспортный газопроводный потенциал в сторону КНР.

Немаловажная деталь: огромный объем работ «КазТрансГаз» со своими структурами выполнил за счет собственных ресурсов.

И все же тем не менее из 20 тысяч километров всех наших газопроводов 14 тысяч эксплуатируются больше 40 лет. А 5 тысяч – больше полувека. Как, например, казахстанский участок трубопровода Бухара – Урал, который через два с небольшим года будет отмечать свое 60-летие.

Вот там уж почти полная труба – в самом прямом смысле. Спрессованная ржавчина с грязью внутри трубопровода достигает толщины 15 сантиметров, а то и больше. Сначала все это чистят с помощью специального полиуретанового снаряда. Он помещается внутрь трубы и с помощью давления газа, как поршень в шприце, проталкивает всю грязь до специальных приемных камер. Обычно с первого раза вычистить не удается, надо делать «уколы» еще много раз. Только потом производится внутритрубная дефектоскопия, после которой становится ясно, в каком месте резать, менять и варить.

Картинка для наглядности: на МГ Бухара – Урал дефектоскоп на ряде участков показал, что 8-миллиметровая стенка трубы стала тоньше на 80 процентов – 1,8 мм. Почти как лист бумаги.

…Короче говоря, для интергазовцев такой рабочий девиз получается «старая труба зовет!».

ПЛАНЫ СТРОИТЬ – ОТ ЗЕМЛИ

И труба зовет. Однако в ясный день и в светлую от сварки ночь ясно одно: как ударно ни работай, все равно не успеть. Например, за две отпущенные на ремонт недели ребята на участке газопровода, что идет на Северный Кавказ, устранили 200 критических и закритических дефектов. А их там выявлено 1300. И такое положение буквально везде. Почему на успевают? Потому что на необходимый объем работ финансирование идет примерно в пять раз меньше, чем нужно. За счет собственных ресурсов строить новые магистрали, ремонтировать старые – полная утопия.

Недавно с участием президента Касым-Жомарта Токаева прошло совещание по дальнейшему развитию газовой отрасли. Было отмечено, что за последние 5 лет внутренний рынок голубого топлива у нас увеличился на 40 процентов – с 12 до 17 млрд кубометров. Однако спрос населения и производственных объектов на газ у нас значительно опережает предложение. Было решено улучшить модель управления отраслью, повысить ее инвестиционную привлекательность, предпринять другие действия. В связи с чем правительству было поручено разработать соответствующий план.

Хочется верить, что в правительственных кабинетах этот план начнут строить от земли. То есть возьмут за основу, что открытием и эксплуатацией новых газоносных месторождений дела не решить. Что только после надлежащего ремонта и реконструкции всей газотранспортной системы Казахстана станет возможным применение новых технологий, современных механизмов и оборудования, которые будут сполна обеспечивать максимальную безопасность, надежность и эффективность газификации наших сел, городов, теплоэлектростанций – всей нашей большой страны.

Михаил СЕНЯВИН

Оцените материал
Оставить комментарий (0)