30

Мастера машинного доения?

В Казахстане расширяют полномочия транспортной инспекции

ТЕПЕРЬ СОТРУДНИКИ ЭТОЙ ДОРОЖНОЙ СЛУЖБЫ СМОГУТ ОСТАНАВЛИВАТЬ И ДОСМАТРИВАТЬ ЛЮБОЙ АВТОТРАНСПОРТ. ОБЪЯСНЯЮТ ЭТО НОВОВВЕДЕНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ «РЕШИТЕЛЬНОЙ И БЕСКОМПРОМИССНОЙ» БОРЬБОЙ С НЕЛЕГАЛЬНЫМИ ТАКСИСТАМИ. [газетная статья]

ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ

Как говорится в обнародованном сообщении комитета транспорта (КТ), инспекция транспортного контроля сможет проводить самостоятельные проверки, в том числе с помощью передвижных постов. Выявлять нарушителей будут как среди официальных такси – на соответствие машин и документов требованиям законодательства, – так и неофициальных. Ранее рейдовые профилактические мероприятия проводились совместно с органами внутренних дел.

«В ходе рейдов особое внимание будет уделяться местам, где чаще всего собираются нелегальные перевозчики: рынкам, площадям возле железнодорожных и автовокзалов, крупным торгово-развлекательным центрам. Выявлять таксистов станут визуально (например, по наклеенным на машину шашечкам или табличкам с указанием населенного пункта, куда осуществляется извоз), а также по характерному поведению водителей, зазывающих пассажиров на определенный маршрут. Перекрывать какие-либо участки дорог для проверки проезжающего транспорта инспекторами не планируется», – говорится в сообщении.

По словам руководства КТ, к рейдам будут привлекаться и сотрудники комитета госдоходов. Невыполнение водителями требований сотрудников транспортной инспекции об остановке будет квалифицироваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 613 КоАП РК, и наказываться штрафом в 30 МРП. Аза повторное такое же нарушение в течение года водителя лишат права управлять автотранспортом на шесть месяцев.

Выявлять нарушителей, повторимся, это важно, будут как среди официальных такси (на соответствие машин и документов требованиям законодательства), так и неофициальных. В том числе с помощью передвижных постов.

Чем богато наше государство, так это контролирующими органами. То, что работать в таких органах престижно и прибыльно, можно судить по тому, что попасть в число их сотрудников простому смертному «со стороны» практически невозможно.

А как же! Контроль – это власть, а власть – это масса всяких плюсов и бонусов. Потому и конкуренция высокая при поступлении на службу в какую-нибудь такую структуру. И как правило, родственные связи или, на худой конец, возможность дать взятку при этом представляют собой гораздо более ценный ресурс, нежели деловые качества.

КОНТРОЛЬ КАК СМЫСЛ БЫТИЯ

Что характерно, контролирующие органы стали у нас появляться как грибы после дождя сразу же после обретения страной независимости. Когда в начале 90-х повально останавливались и растаскивались по частям заводы и как пережитки тоталитарного прошлого ликвидировались колхозы и совхозы. Вот тогда и начало расти количество всевозможных проверяющих структур.

В те веселые годы вместе с другими появилась на свет и транспортная инспекция. Учредили ее постановлением Кабинета министров Республики Казахстан от 5 апреля 1993 года за номером 257.

Кто и для чего пролоббировал ее создание, теперь уже неважно. Хотя и понятно. При советах, когда весь народ был занят исключительно развитием социализма, проверяющих органов было в разы меньше, чем сейчас. Люди ведь делом занимались. А с нарушениями на транспорте боролось исключительно МВД. Помимо ГАИ существовала транспортная милиция, которая следила за порядком на воздушном, железнодорожном и водном транспорте. Сегодня тоже существует департамент полиции на транспорте. И параллельно с ним есть транспортная инспекция, контролирующая все, что движется. Правда, пока – кроме самолетов. Но далеко ли и до этого?

Так вот, когда при бывшем руководителе правоохранительного ведомства Каирбеке Сулейменове дорожные полицейские оставили все стационарные посты, их тут же прибрала к рукам транспортная инспекция. С тех пор на бывших «хлебных» местах гаишников обитают транспортники.

Стоит отметить, что в веселые 90-е «хлеба» у них хватало. В те годы практически все дальнобойные фуры ходили со значительным перегрузом. В особенности те, что шли из Китая. А их было подавляющее большинство. При этом их хозяева в дорожные расходы обязательно включали затраты на взятки.

С годами рынок междугородних перевозок в Казахстане стал постепенно приходить в цивилизованный вид. В значительной степени произошла замена автопарка. Предусмотренная производителем грузоподъемность машин существенно увеличилась, и факты перегрузов практически сошли на нет. Теперь их проверка вроде как не имеет смысла. Однако, как говорится, смысл жизни – в поиске ее смысла. А найти его можно всегда и во всем. Например, в остановке легковых автомобилей и их досмотре на предмет частного извоза.

Вообще, отбирать наиболее «действенные» функции у Министерства внутренних дел бывшее Министерство транспорта принялось давно, настойчиво и не без успеха. Так, например, произошло с функцией технического осмотра автомобилей. С середины нулевых шла борьба за то, чтобы отобрать у МВД функции регистрации автомобилей и присвоения государственных номеров, а также приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

И в конце концов это произошло. И теперь вот транспортники заполучили право останавливать и проверять все без исключения транспортные средства…

МОЖЕТ, НЕ ТАМ ИЩЕТЕ?

Желание «слуг народа» жить красиво и на широкую ногу вполне объяснимо. Но почему за счет того самого народа?

Ясно ведь как день, что все эти проверки – не что иное, как очевидная предпосылка к дополнительному витку коррупции. Мало было гаишников на автомобилистов, так теперь еще и транспортники. Осмелимся предположить, что в ближайшее время в местах, где собираются нелегальные таксисты, появятся всевозможные посредники и «разводилы», которые будут исправно делать свое дело. Либо это будет происходить на стационарных и передвижных постах.

Это все из жизненного опыта. Знаем ведь, где живем. Так что от данного нововведения если и будет польза государству, то, думается, незначительная. И уже совсем не такая, как если бы направить армию проверяющих, скажем, в систему государственных закупок. При условии что проверять станут как следует. Тогда эффект был бы, без преувеличения, ошеломляющим.

А нелегальный таксист хоть и зарабатывает не совсем законно, зато честно, своим трудом. Гораздо честнее многих проверяющих и их начальников. И, надо сказать, при этом далеко не жирует. Это при советах, когда работа была у каждого, а автомобиль – нет, нелегальный частный извоз давал существенную прибавку к зарплате и считался нетрудовым доходом.

Сегодня ситуация совсем иная. Люди занимаются «таксовкой» оттого, что другой работы нет. Кормят семьи, вомногих из которых видавший виды автомобиль является единственным средством заработка. Таким образом, к этому вопросу, наверное, следовало подойти несколько иначе. Более, так сказать, глобально. Например, создать рабочие места, обеспечив население стабильным законным заработком. Тогда нелегальный частный извоз исчез бы как явление.

Однако с рабочими местами у нас в стране, как известно, проблема. И когда она решится, никто пока сказать не может.

Кстати, в последнее время все больше незаконных таксистов обретают официальный статус, регистрируясь и переходя на работу через мобильные приложения. Но, думается, для транспортников это не проблема. Были бы полномочия, а уж повод ими воспользоваться – дело техники.

Айдар ЕРМЕКОВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество