Меня волнуют экологические бедствия, связанные с Алматы. Грязный воздух, заплёванные, замусоренные тротуары и газоны, целые острова пластика и мусора в речках нашего города [газетная статья].
Власти с этим пытаются бороться, но это напоминает борьбу с ветряными мельницами. Надо менять отношение граждан к окружающему миру. Прежде это делали драконовскими методами. Несколько лет назад штрафовали за окурки и за лузганье семечек. Город стал чище. Кампания завершилась, и часть населения перестала мусорить.
Радует, что находятся энтузиасты, волонтеры, проводящие акции по сбору мусора в парках, в поймах рек, и мы видим, как вдоль дорог стоят ряды мешков с мусором, которые потом вывозятся. Есть отдыхающие, которые убирают за собой.
Вместе с этим в городе появилось движение по разумному потреблению. Энтузиасты из @recycle.birge @ecocity_kz @ darmarka.almaty устраивают «дармарки». На этих мероприятиях происходит сбор вещей и передача их тем, кому они нужны. Уже проведено около 20 таких мероприятий. У нас есть множество вещей, которые нам не нужны, но которые могут пригодиться другим. Для приютов и благотворительных организаций собирают одежду, обувь, книги.
Ремесленники, дизайнеры получают массу полезных вещей для творчества. Компакт-диски, старые часы, обрезки ткани и всё, что могло закончить жизнь на свалке, превращается в умелых руках в произведения искусства. Ведь даже при желании получить такое количество материалов для творчества очень не просто. Не пойдешь же мусорные контейнера потрошить. А как ценны книги, среди которых можно отыскать те, которых уже нет в продаже.
Люди также приносят батарейки, ртутные лампы, просроченные лекарства и множество всего, что требует особых приемов утилизации. За время проведения акции в марте было собрано почти 2 тонны вторичного сырья и 3 тонны вещей для вторичного использования, и это не считая вещей для творчества. Постепенно такие акции приобретают популярность, в марте пришло уже более 1500 человек. Реклама даётся организаторами только в соцсетях. Баннеров о проведении «дармарок» тоже нет. Горожане узнают об этом случайно. Денег для проведения рекламной кампании у организаторов просто нет, все держится на энтузиазме. И вот такие очень нужные инициативы пытаются выжить при полном равнодушии властей. Тем не менее в бочке дегтя появляется ложка меда неравнодушия к проблемам экологии нашего города.
Александр Митрофанский, дизайнер, Алматы