Кого считать креатором?
Креативное сообщество Алматы создало альянс и отстояло «Дом 36».
Миром управляют идеи. Благодаря им даже страны с небольшим населением могут обладать мощной экономикой. Развитие креативных индустрий в Казахстане стремятся активизировать в последнее время не только сверху, но и снизу. Этой весной в алматинском центре «Дом 36» (на улице Барибаева, 36) был образован Альянс креативных индустрий Казахстана. В числе его основателей Асхат Ускембаев, руководитель Школы креативной смелости.
В представлении альянса написано: «За последнее десятилетие в Казахстане накоплена уникальная экспертиза в культурных и креативных индустриях, пришло время сделать ее доступной для всех участников рынка и помочь Казахстану занять свое достойное место в мировой креативной экономике».
– Асхат, что, на ваш взгляд, могло бы сделать государство, для того чтобы придать импульс развитию креативной сферы?
– Прежде всего нужно окончательно разобраться с окэдами (классификаторами), по которым присваивают коды тому или иному виду креативной деятельности. Первоначальный список окэдов не учел многие реальные вещи. А это значит, что невозможно будет проводить полноценный мониторинг. Какие-то индустрии будут просто невидимы.
– И какие виды деятельности вы предлагаете включить в список креативных индустрий?
– Кроме существующих в классификации 13 видов творческой деятельности мы, учитывая сложный междисциплинарный характер креативных объединений, предлагаем внести еще пять:
– индустрия развлечений, организация культурных мероприятий;
– кураторская деятельность (современное искусство);
– создание и управление креативными кластерами, выставочными пространствами и хабами;
– исследования в области креативной экономики;
– неформальное предпринимательское образование в области креативных индустрий.
– Наверняка вы рассчитываете на какую-то финансовую поддержку со стороны государства?
– Просто раздавать государственные деньги налево и направо бессмысленно. Казахстанские налоги, я считаю, вполне приемлемы, для того чтобы заниматься креативной деятельностью. На мой взгляд, нужно привести к уму все акселерационные и инкубационные программы, через которые представители креативных индустрий прорываются на новый уровень. В этих программах явно выделяются те, кто действительно начинает создавать достойный рыночный продукт. А фантазеры с неполноценными идеями должны просто отваливаться. Есть очень много людей, которые называют себя креаторами, но они не готовы к реальной деятельности. У них кривой продукт, либо они делают его левой пяткой, либо ждут грантов. Программы по поддержке и образованию творческих людей уже проводят венчурные фонды: например, MOST. И чем быстрее государство научится создавать и проводить подобные программы не из-за названия «креативный», а из-за необходимости создания реальных интеллектуальных активов в стране, тем больше поводов будет у граждан и туристов тратить деньги внутри страны, а не за ее пределами. И такие программы должны быть не только в Алматы и Астане, но и по всему Казахстану.
Фото из архива Асхата Ускембаева
– Как с креативными индустриями связан туризм?
– Туристический потенциал – одна из основных составляющих креативных индустрий. А как его развивать, если нет полного понимания этой сферы? Выделяются деньги для привлечения туристов, делаются примитивные ролики, размещают банальные баннеры в других странах, организуются поездки инфлюенсеров и так далее. Но при этом у нас отсутствует туристическое позиционирование как страны в мире, не хватает необходимой инфраструктуры и мощных туристических продуктов, сфокусированных на конкретном аспекте (история, авто/мото, гастро и т. д.). Осваивать государственные бюджеты мы научились, но создавать эффективные стратегии по достижению целей пока не особо.
Хаб не от слова «хапнуть»
– Должно ли государство проявлять большую активность в сфере организации креативных конкурсов? Взять, к примеру, создание роликов на тему экономного расхода воды, ведь значительная часть ледников уже растаяла.
– Это важное направление. Но дело не только в роликах. С помощью только ролика ты не можешь изменить мировоззрение. Для того чтобы повлиять на поведение людей, нужен комплексный подход. Помимо роликов должна быть масса других вещей, которые встречают людей в нужных местах. Только тогда можно добиться результата. Бытует мнение из 80-х годов, что достаточно показать по телевизору ролик, люди все поймут и начнут делать по-другому. Однако это уже не работает много лет. Появились новые каналы информации, новые поведенческие установки. Здесь необходимы комплексные программы.
– Но ведь они тоже разрабатываются креаторами. Значит, на это должен быть госзаказ?
– Эта инициатива может исходить от государства. Во многих странах именно государственные фонды являются заказчиками подобных решений. Но я пока больше верю в частные компании, потому что они более быстрые и незабюрократизированные. В них больше смелых людей, которые не боятся совершить ошибку. Поэтому там больше инициатив. Достаточно взглянуть на «Дом 36» в Алматы (дом на ул. Барибаева, 36, где прежде находилось узбекское посольство). Он уже несколько лет работает как креативный хаб. И не так давно он чуть было не исчез, так как управляющая компания решила передать здание в управление другим людям. К счастью для креативного сообщества, его удалось отстоять. В то же время у государства очень много заброшенных зданий не только в Алматы, но и по всему Казахстану. Они стоят на балансе каких-то структур и постепенно разваливаются. А они должны работать. Как это произошло с «Домом 36». Такие дома могут объединять энергию людей, стремящихся улучшить жизнь своего города. Они могут служить креативными хабами, там могут проходить мастер-классы, выставки, концерты, разрабатываться урбанистические проекты.
– Опыт какой страны в развитии креативной экономики является для Казахстана наиболее ценным?
– Опыт Великобритании. Это первая страна, которая ввела понятие креативных индустрий, классифицировала их, создала систему образования, которая готовит специалистов в этой сфере. В Казахстане была реализована программа Британского совета совместно с двумя британскими университетами. Они находили партнеров в Алматы, таких как Академия искусств им. Жургенова, и проводили акселерационные и инкубационные программы для студентов. Это был своеобразный обмен опытом.
В частности, представители университета Goldsmith делились с нами последовательной системой создания и развития предприятий в креативных индустриях. Эта программа длилась несколько лет начиная с 2018 года. Я был одним из ее сертифицированных тренеров вместе с Настей Гончаровой. Программа была очень действенной и полезной. Но исходила она больше от Великобритании, чем от Казахстана.
На мой взгляд, подобные программы нужно проводить на постоянной основе. У нас много университетов, выпускникам которых приходится потом переучиваться по ходу работы. Только открывая свой бизнес, они понимают, сколько им еще предстоит изучить. К примеру, Жургеновка выпускает музыкантов, не давая им достаточных основ предпринимательской деятельности. В итоге большая их часть может слоняться от оркестра к оркестру, в надежде устроиться на работу, не догадываясь, что они сами могут создавать рабочие места. В Казахстане немало творческих людей, и задача нашего альянса в том, чтобы их оркестр зазвучал не только на просторах страны, но и за его пределами.
Справка АиФ
В официальную классификацию креативных индустрий в Казахстане в настоящее время входят 13 направлений:
1. Кино-, видео-, анимация, фотография, VR (виртуальная реальность), AR (дополненная реальность).
2. Новые цифровые медиа (включая подкасты) и телевидение (включая видеоблоги).
3. Исполнительские искусства: театр, танец.
4. Музыка, концертная деятельность, фестивали.
5. Литература, издательское дело.
6. Архитектура, урбанистика.
7. Все виды дизайна.
8. Мода (дизайн одежды).
9. Маркетинг и реклама.
10. Ремесла и прикладные искусства.
11. Рынок предметов искусства и антиквариата.
12. IT и разработка программного обеспечения.
13. Мультимедиа (компьютерные и видеоигры, киберспорт).
АиФ Кстати
На днях Асхат Ускембаев, официальный представитель Международного фестиваля креативности «Каннские львы» в Центральной Азии, вместе с партнерами провел в Алматы серию деловых игр Cannes&Roses. В основе этого проекта игра Cannes Predictions, разработанная агентством Lео Burnett Brasil. В Казахстане первым ее стало проводить агентство Styx&Leo Burnett в 1998 году. Суть игры в том, что за несколько дней до фестиваля «Каннские львы» участникам предлагают посмотреть 50 вероятных победителей в конкурсе рекламных роликов со всего мира и выбрать 20 лучших. Победителями становятся авторы самых точных прогнозов. Но проигравших в этой игре нет, ведь просмотр лучших роликов года – это один из мощнейших вдохновляющих импульсов для творческих людей.
Олег БЕЛОВ