Примерное время чтения: 10 минут
153

Портрет эпохи в элитном интерьере

ЖУРНАЛИСТЫ ВИКТОР ВЕРК И СЕРГЕЙ КОЗЛОВ – О ПРЕСТИЖНЫХ КОМПЛЕКСАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. [газетная статья]

Сергей КОЗЛОВ: История с Государственным музеем имени Кастеева в Алматы, который был очень оперативно оштрафован за шумные кондиционеры, это как бы новое, ярко заблиставшее звено в цепи (или в цепях) нашего повседневного абсурда. Жильцы элитного дома пожаловались на то, что музей, стоящий рядом, мешает им жить. Если б это все происходило, скажем, в Лондоне, то иначе бы как курьез никто такое не воспринял. У нас же все намного острее и «политичнее», и реакция на такие вещи стала куда серьезнее. Особенно на фоне многочисленных нарушений застройщиками подобных элиток строительных норм, уничтожения скверов, «втыкания» огромных многоэтажных громад между жилыми домами и т. д. Впрочем, в том же Лондоне, оговорюсь, подобные вещи просто невозможны, ибо всяческие строительные нормы там контролируются жестко. А здесь… вначале дали разрешение строить жилой комплекс в нарушение правил об охранных зонах – не в 44 метрах, как требуется, а в лучшем случае в 38 от исторического объекта. А потом оштрафовали музей за нарушения покоя жильцов. Филигранная работа. Вот бы узнать имена тех, кто давал разрешение, и тех, кто штрафовал. Так не скажут же. А ведь у каждого чиновничьего действия и бездействия есть конкретные имена и должности. Вот, например, за то, что на западе страны массово гибнет скот, как бы косвенно, но понес ответственность бывший глава Минсельхоза. Значит, можем, когда захотим?

Сергей Козлов
Сергей Козлов.

Виктор ВЕРК: Ты хочешь знать имена тех, кто разрешал? Тогда вспомни фамилию прежнего акима Алматы. А заодно второго по счету с момента обретения страной суверенитета, блаженствующего сегодня на берегу Женевского озера. Ведь это он во времена оные раздавал в городе земли направо и, что самое страшное – налево. И подумай о том, сколько еще таких «музейных» скандалов предстоит пережить обитателям любого перспективного города страны. А таковых в ней всего ничего: Алматы, Нур-Султан, Шымкент да вот еще Туркестан. В Лондоне, говоришь, такое невозможно? Да нигде в цивилизованном мире такое безобразие невозможно! Почему в том же Риме невозможно достраивать метро сколь-нибудь быстрыми темпами? Потому, что там прокладку новых тоннелей постоянно тормозят археологи со своими перманентными раскопками. И городские власти идут им навстречу, всякий раз выписывая тормоза метростроевцам. А попробуй вырыть котлован в Париже, где-нибудь рядом с музеем Д’Орсе! Хотя место там есть, сам видел… Сейчас пошли разговоры о том, что кастеевцы поднимали шум еще несколько лет назад, когда к строительству злосчастной элитки под боком у музея только собирались приступить. Их даже слушать не стали. А знаешь почему? Да потому, что деньжищи на кону огромные. Прочитал на днях мнение известного в Казахстане оценщика Александра Калинина. Он считает, что сейчас в строительстве жилья раздувают пузырь похлеще того, что был в начале 2000-х. Но больше всего меня поразила одна вещь: оказывается, в отрасли жилищного строительства прибыль в среднем не превышает 35 процентов, а сейчас она достигает 220-225 процентов. Чуешь? А теперь вспомни книжку под названием «Капитал» и то, что в ней говорилось о капиталистах и о сверхприбылях. И не надо забывать, что свой бакшиш с этого имеют не только застройщики и банкиры, но и государство – как легально (через налоги), так и нелегально (откаты и прочее). По-хорошему уже отсутствие положительного заключения Минкульта должно было похоронить этот самый Esentai Residence в зародыше, ведь Кастеевка это республиканский памятник истории и таки культуры. Но доктрину старины Маркса о «зверином оскале капитализма» еще никто не отменял!

Виктор Верк
Виктор Верк.

С. К.: Ладно. Кстати, у Ван Гога есть знаменитый «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Жаль, что в Кастеевке нет ни одной его работы. А вот если бы «Автопортрет» там был, то смотрели бы мы на него и… Вот только не надо про «слышащее государство», я так и знал, что у тебя нарисуется именно эта ассоциация. Нет, это, как модно ныне говорить, другое. В случае с музеем поднялся шум, и его услышали, пусть и одним ухом. Теперь там будут какие-то реконструкции, причем за счет застройщика апартаментов. Но как выясняется, что и музей просто подставили те, кто ставил в нем кондиционеры, оказавшиеся, как в известном фильме, не той системы. Как высказался один юрист, сразу несколько нарушений законов, подзаконных актов и нормативов столкнулись между собой. Юридическая, так сказать, коллизия. По формальным признакам виноваты все и правы все. Удивительная у нас все-таки страна, которая постоянно пребывает в состоянии юридической коллизии. Как у того же Ван Гога, есть у него такая депрессивная таки картинка «Прогулка заключенных», на которой зеки в робах понуро ходят по кругу в тесном и мрачном тюремном дворе, а за ними наблюдают надзиратели. Мы вот тоже как-то так ходим по странной траектории вокруг понятий «правовое государство» и «правовой нигилизм». Правовое государство – это такое государство, в которое нам велено верить, а вот правовой нигилизм – то, что существует в реальности вокруг нас.

В. В.: Да, водил меня Серега на выставку Ван Гога… Правовое государство – это когда по протесту того же музея суд постановляет прекратить стройку. А если она уже закончена – выселить жильцов и демонтировать их неуместный по соседству с сокровищницей культуры «билдинг»… ну, или по крайней мере обязывает и застройщика, и госорган, выдавший разрешение, выплатить огромный штраф государству, компенсировать музею расходы на установку бесшумных чиллеров и в порядке частного определения запрещает замешанным в этой афере чиновникам приближаться к госслужбе в ближайшие пять лет. А самое главное условие правового государства – когда департамент санэпидконтроля одинаково резво реагирует не только на коллективную жалобу обитателей «резиденции» (в числе которых, судя по приведенным на сайте застройщика ценам за квадрат, не самые простые люди), но и на обращение обычной пенсионерки, которой мешает спать по ночам кабак с караоке на первом этаже ее хрущобы. Все остальное – не правовое или там «слышащее» государство, а так, фигня плюшевая!

С. К.: Ходили мы с Витьком на вернисаж Митьков… Хрущобы, говоришь… Ох, сколько писано-переписано, в том числе и нами, про эти треклятые кафе и кабаки на первых этажах домов центра Алматы. Их впихивают в нарушение всяких юридических и санитарных норм. Никого не спрашивая, и прежде всего жильцов домов, где все это делается. И никто – ни акимат, ни другие службы – ничегошеньки не делают, чтобы это пресечь, фактически издеваясь над жильцами, указывая им, что, мол, надо в суд обращаться. Стоп! Речь о нарушении закона, почему граждане должны идти в суд, чтобы пресечь эти нарушения? Законы принимали не мы, и защищать закон обязаны именно вы, госслужащие, которые для этого и поставлены. И таких «кабацких» нарушений в Алматы великое множество. И никакие комиссии, как это случилось с музеем, не приезжают и никого не штрафуют. Кстати, многие алматинцы, особенно проживающие в центре, сильно удивятся, если заглянут в такой любопытный документ, как «Кадастр Алматы». Если внимательно его почитать, то выяснится, например, что люди, полагающие, будто живут в жилых домах, оказывается, обитают в нежилых помещениях, давно кем-то переоформленных, скажем, под что-то хозяйственное или складское. Я не шучу. Это когда какой-нибудь скандал с отчуждением земли получает публичную огласку, на это обращают внимание. А когда все делается тихо и незаметно, то никто и не знает, что его ждет, когда какой-нибудь застройщик решит прибрать землицу, на которой стоит его дом. При этом чиновники постоянно говорят о «правовой неграмотности населения». Тоже форменное издевательство. А вы сами, ребята, наверное, юридически шибко грамотные? Особенно когда филигранно и втихаря обходите законы?

В. В.: «Деньги любят тишину» – не вчера сказано. Сегодня, слава богу, нарушителей этой милой сердцам капиталиста и бюрократа тишины становится все больше. Последний пример: после многомесячных возмущений жителей погрангородка, что вверху по проспекту Достык, столичные чиновники предписали акимату Алматы отобрать у застройщика право собственности на участок перед центром акушерства и гинекологии. Мы об этой истории, кстати, тоже писали. И теперь в суд на мэрию Алматы намерен подать комитет по управлению земельными ресурсами Минсельхоза. Не факт, что это уже хеппи-энд, но сейчас там новенький министр должен как бы «копытом землю рыть». Во всяком случае у официальной пропаганды появится лишний повод протрубить об очередном успехе реформ во имя «слышащего государства».

С. К.: Опять ты о реформах. Сказано же, будут реформы, будут! Мы с тобой о них сказали, пожалуй, все, что можно было. Да и что нельзя тоже. Я вот еще кое-что из категории «нельзя» позволю себе заметить. Есть такая фраза по поводу какихнибудь необходимостей: нужно было делать это еще вчера, сегодня уже поздно, завтра будет уже невозможно. Но мы ведь не знаем, может, у руководства нашей благословенной страны есть что-то такое, позволяющее ему о реформах постоянно говорить, но по существу както так… только говорить и все. Может, есть какие-то скрытые смыслы, которые нам, простым смертным, неведомы? Потому как объяснить общедоступными понятиями происходящее уже давненько непросто. Только и остается, что констатировать: доживем хотя бы до следующего заседания совета по реформам…

В. В.: О реформах, как и о любви, надо не просто говорить – ими, понимаешь, надо заниматься. Скажем, внести в закон об особом статусе Алматы положение, позволяющее отменять любые разрешения на строительство, если они нарушают хотя бы одну статью закона. Причем отбирать у такого застройщика землю без выкупа или компенсации. Но ведь ни один совет по реформам на такое пойти не сможет: интересы бизнеса, инвестклимат и все прочее… А значит, коллизии, подобные музейной, неизбежно будут повторяться. В конце концов, в истории с Кастеевкой застройщику легче установить за свой счет эти самые защитные экраны, чем соблюдать все законодательные закорючки. Несколько десятков миллионов тенге – это ж разве деньги в сравнении с наваром за элитку в самом центре мегаполиса? Выплатил – и жди очередного лакомого подряда, благо, в Алматы хватает памятников истории и культуры, возле (а то и вместо) которых можно соорудить очередной «человейник». К тому же, судя по реакции акиматовских чиновников, подход к делу в сегодняшней мэрии мало отличается от того, что господствовал в так называемую «викторианскую эпоху» – при Храпунове. Изменилась только чиновничья риторика. Так что на наш с тобой журналистский век историй, подобных триллеру про чиллеры, еще, пожалуй, хватит…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых