Примерное время чтения: 8 минут
191

Отпуск всегда кончается не вовремя

ЖУРНАЛИСТЫ ВИКТОР ВЕРК И СЕРГЕЙ КОЗЛОВ – О ТОМ, ЧТО СКОРО ВСЕ МЫ ВЕРНЁМСЯ К ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЭТО КАСАЕТСЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ, КОТОРЫМ ПРИДЁТСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, НАКОПИВШИЕСЯ КАК ДО ОТПУСКНОГО СЕЗОНА, ТАК И ВО ВРЕМЯ ЕГО [газетная статья].

Сергей КОЗЛОВ: Лето, отпуска, отдых. Но не для всех, конечно. Хотя глава государства тоже человек и неделю взял и, так сказать, отгулял. И вчера вышел на работу! Это по-человечески вполне понятно. И это, кстати, традиция у наших президентов – первый из них тоже, как правило, уходил в отпуск в эту пору. А по выходу, тоже по традиции, отправлялся в районы, где хлеб собирали, как правило в северные области. Общался там с сельским народом, с хлеборобами, комбайнёрами, руководителями хозяйств, расспрашивал об их нуждах и о ходе уборочной кампании. Во многом, конечно, поездки эти были, как сегодня принято говорить, остановочными, но всё же. Как опытный советский руководитель Нурсултан Абишевич высоко ценил информацию, полученную непосредственно с мест, когда всё можно увидеть своими глазами, окинуть взором просторы страны и пообщаться с простым народом. Быть может, и Касым-Жомарт Кемелевич после отпуска решит поинтересоваться: а как там с хлебушком, сколько засеяли, сколько можем собрать, как с погодой и с горючим? Не знаю, может, ты знаешь, поедет он на поля или нет? Да и вообще вопрос о продовольствии, пожалуй, вышел сегодня на первый план. Ввиду того что и у нас, и в мире в целом вовсю раскручивается тема нехватки продуктов и даже чуть ли не голода, хотя никаких предпосылок для этого нет. Но, как известно, достаточно разжечь панику, и люди будут верить в самое невероятное. И даже когда продуктов, казалось бы, вдоволь, цены почему-то начинают расти. Вот на днях, например, глава правительства Алихан Смаилов провёл совещание, как было сказано, «о принимаемых мерах по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары». И было отмечено, что, по данным Минсельхоза, на сегодняшний день в стране имеется более 680 тыс. тонн основных продовольственных товаров, включая говядину, мясо птицы, муку, картофель, подсолнечное масло, куриное яйцо и молоко. И «принимаются комплексные меры по обеспечению внутреннего рынка необходимым объёмом пшеницы, сахара и соли». И это успокаивает, согласись? Но какая-то тревога всё же присутствует, об этом можно судить по публикациям и в СМИ, и в сети. Не очень-то надеется народ на последовательность и твёрдость наших министров в вопросах обеспечения продовольственной безопасности. Так что наверняка это будет темой номер один нашего президента после его возвращения из отпуска, не так ли?

Виктор ВЕРК: Ты не сказал этого вслух, но явно подразумевал: первый президент встречался с народом в «полевых условиях» явно больше, чем второй, но на конечном результате это практически не отражалось. А знаешь почему? Да потому, что алгоритмы исполнения услышанной первым лицом «народной воли» разрабатывали люди, для которых главное – не реальное развитие страны, а «успешный» отчёт наверх. И сейчас, к сожалению, мало что изменилось. Премьер Смаилов на упомянутом тобой совещании пожурил местных трейдеров: они, мол, «балуются с ценами». Алихан Асханович хоть и не экономический гуру, но должен понимать причины такого баловства: все становится дороже, как для производителей продукции, так и для ее продавцов. А правительство не может (или не хочет?) продемонстрировать в отношении и тех, и других здоровый протекционизм. Нашумевшая история с дефицитом сахара наглядно показала истинное место Казахстана в пресловутой «евразийской интеграции»: запретила Россия вывоз своего сахара, и наши хозяйки враз остались без варенья. А собственные наши сахарозаводы остались практически не у дел, ибо местного сырья у них кот наплакал. Опять же почему? Потому, что в свое время никто в правительстве не заикнулся: мол, поскольку свекловодство – затратная отрасль, давайте поддержим наших сахаропроизводителей дотациями, чтобы снизить зависимость от той же России! В итоге фермеры той же Алматинской области, экс-аким которой, Амандык Баталов, грозился осыпать страну сладким дождем, превратив Семиречье в сахарный центр Казахстана, переключились на другие культуры. А «стратеги» из Минсельхоза даже бровью не повели. И то правда, о чем волноваться, если старший партнер по ЕАЭС завсегда подсластит? Нет у нас собственной экономической политики, нет желания (а до украино-российской истории и необходимости особой не было) защищать и укреплять свою продовольственную и любую другую безопасность. Есть только один интерес – имитировать бурную деятельность ради самосохранения.

С. К.: Напомню, что прошло две недели после публикации 28 июля правительственного проекта «Экономическая политика Казахстана на среднесрочный период», который был разработан для реализации поручения президента, данного на встрече с представителями отечественного бизнеса 21 января 2022 года. Ну и также напомню, что тогда, полгода тому назад, сказал Касым-Жомарт Кемелевич: «Диссонанс между декларируемой социально-экономической повесткой и фактическим положением дел набрал критическую массу. Именно поэтому нам в срочном порядке нужно приступить к совместной работе по перезагрузке экономической политики». Прошло полгода, и вот он, результат совместной работы, надо полагать, министров и представителей бизнеса. Результат, позволю себе заметить, восторга не вызывающий. Хотя бы потому, что в документе не сказано ничего о том, почему же этот диссонанс, о котором сказал Токаев, набрал такую критическую массу? Если точнее, то нет там анализа текущей экономической политики, почему все наши планы по переустройству экономики, а среди них были и очень даже проработанные, не стали реальностью. Что мешает, кто мешает? И вновь благие пожелания, декларации, прожекты. Но ведь всё это уже было множество раз! Возьмите «Стратегию «Казахстан–2050», ведь почти одно и то же. Я имею в виду принципиальный смысл этих документов. И понятно, что ничего из декларируемого выполнено не будет, проходили уже это в течение десятилетий. Может, президенту на это стоит прежде всего обратить внимание? На то, что опять программы составляют люди, которые ни одной прежней программы не реализовали? Вот говорят и говорят, что, мол, правительство нужно отправлять в отставку. Ага, нужно. И нужно, наверное, назначать новых министров и прочих ответственных людей. Конечно нужно. И нужно, наверное, задать вопрос: а они есть? Назовите имена. Нет, я ни в коем случае не ставлю под сомнение ни компетентность нынешних управленцев, ни тезис о том, что их нужно менять, я лишь констатирую то, что говорят вот уже много лет. И кстати, говорят и наши первый и второй президенты. Ну, если нужно, так давайте делать! Вот ты знаешь кого-нибудь из тех, кто способен на что-то такое?..

В. В.: Сегодня оставшиеся еще независимые аналитики утверждают: людей, способных эффективно рулить экономикой (ну, или хотя бы генерировать плодотворные дебютные идеи для тех, кто рулит ею по должности), в стране хватает, их просто не видят и не пускают. Не знаю, кого они имеют в виду, возможно, себя любимых. Но факт остается фактом: по-настоящему грамотных и – что крайне важно! – политически самостоятельных, пассионарных личностей в отечестве нашем крайне мало. Тридцатилетний опыт подбора кадров почти исключительно по принципу личной преданности дает себя знать. И переломить застарелую практику будет очень сложно. На это уйдут десятилетия, которых у страны просто нет. Сейчас счет идет в лучшем случае на месяцы. Хотя еще три года назад все говорили: мол, у нового президента есть два-три года, чтобы воплотить свои действительно впечатляющие замыслы. Увы, вчера не стало сегодня, а сегодня вряд ли закончится завтра…

С. К.: Тут нельзя, я думаю, не сказать и о конституционной реформе. Если состав кабмина – это тормоз на пути реформ, то что тогда можно сказать о составе парламента? Нет, он, конечно, готов утвердить всё, что ему предложит исполнительная власть, но ведь мы говорим о новых идеях, новых подходах, новых людях, наконец. А они должны доминировать везде, на всех уровнях и во всех властных структурах. Опять же, не надо делать резких движений, если они чреваты серьёзными последствиями. Если у нас действительно есть новые люди, тогда да, нужно дать им дорогу, возможность себя проявить. Если же и президент, и те, кто его окружает, видят, что пока нет никого, кто возьмёт на себя ответственность за судьбу страны, а главное, готов профессионально исполнять свои обязанности, тогда дёргаться не стоит. Сегодня ошибки будут стоить куда дороже, чем это было вчера. И наконец, наши славные политические партии... Процесс их формирования, я имею в виду новые партии, либо забуксовал, либо саботируется сверху. Либо, как мы уже не раз с тобой говорили, не может пока что наш народ, или электорат, или наиболее активная часть общества сформировать свои политические институты – без воли и кураторства того же властного верха. Политически инфантильный мы, получается, народ. Потому и инфантильность эта на парламенте и отражается...

В. В.: Парламент, говоришь? Новые люди? При нынешней политической реальности им просто неоткуда взяться. И остается только согласиться с Олжасом Сулейменовым, предупредившим об опасности старых подходов к выборам нового парламента. Но штука в том, что у сегодняшнего нашего истеблишмента не хватает ни креатива, ни политической воли на реализацию новых подходов. Схема остается прежней: получить люлей от президента – за ночь написать «работу над ошибками» – снова получить люлей. Боюсь, новый политический сезон, стартующий в сентябре, не внесет в эту схему принципиальных изменений…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых