В минувшее воскресенье в Казахстане прошли первые прямые выборы акимов районов и городов областного значения. Можно ли это считать событием во внутриполитической жизни страны? Мнения сограждан по этому поводу, как всегда, полярно разделились [газетная статья].
Как известно, на первом этапе областные маслихаты определили 45 регионов, где пройдут выборы, после чего стартовало выдвижение кандидатов. Как членов партий, так и предусматривалось самовыдвижение. Всего выдвинулось 249 кандидатов (36,24% от политических партий, 63,86% – самовыдвиженцы). А вот регистрацию прошли 164 кандидата (69 от партий и 95 самовыдвиженцев). До дня выборов дошли 125 кандидатов. То есть конкуренция снизилась с 5,5 человека на место до 2,8 – вдвое.
Голосование проходило в один тур, и явка на него составила 62,8%. Из 45 победителей, 40 (89%) – это действующие акимы или и. о. акимов, избранные с достаточно большим перевесом. То есть в ходе выдвижения и самих выборов прошёл определённый отсев как бы случайных кандидатов. Далее, на стороне действующих акимов, которых поддержала местная власть и правящая партия, действовал не только административный, но и информационно-пропагандистский ресурс.
Как отметил аналитик Данияр Ашимбаев, непопулярных и неэффективных акимов начальство старается оперативно заменять (тут ситуацию мониторит и областное начальство, и администрация президента), да и правящая партия «Аманат» не везде поддержала действующих руководителей. И получается, что особой конкуренции, судя по итогам, толком-то и не было. Все победили с большим, а где-то и с подавляющим большинством.
Если не рассматривать вопрос технологий, то получается, что население, в принципе, поддержало власть. То же мы видели и на выборах в мажилис и маслихаты. Не то чтобы альтернативы не было, по большому счету не видно ни запроса на альтернативу, ни какого-то реального предложения на политическом рынке. Казахстанский избиратель демонстрирует своего рода устойчивый конформизм, как поддерживая на выборах власть (или начальство), так и не протестуя там, где итоги выборов откровенно показывают высокую вероятность корректировки их итогов.
Однако, как отмечают практически все наблюдатели, первые прямые выборы акимов чем-то знаменательным в Казахстане не стали. Здесь, скорее всего, важен аспект дальнейшего развития системы отношений избранного акима района с областным (теперь неугодного или, еще хуже, неэффективного акима снять будет намного сложнее), а также межбюджетных отношений, но это вопрос среднесрочной перспективы.
Тут интересно ещё вот что. В этих выборах не участвовала казахстанская оппозиция. Можно сказать, совсем не участвовала. Закономерный вопрос: а почему? Неспособна бороться за власть? Не верит в свою победу или ещё что? Мы отнюдь не хотим уязвить наших политических активистов, оппонентов власти. Напротив, все эти вопросы без ответов вызывают лишь недоумение. И последний вопрос: а есть ли она вообще, наша оппозиция? Ведь она нам очень нужна, говорим это. Без всякой иронии, очень. Потому что политические реформы, проходящие в стране, могут просто обесцениться. Раз есть только властные и провластные политические активисты, значит, и реформы будут проходить так себе, кому они тогда нужны?
Как мы уже сказали выше, мнения об этих выборах разделились. Представители пресловутой несистемной оппозиции уже назвали их фикцией, причём задолго до голосования. Но, как говорится, в народе это мнение разделили далеко не все. Даже скажем так: большинство отзывов, особенно с мест, положительные. Так что политический процесс в стране всё же идёт. Да, по-нашему и медленнее, чем хотелось бы, но изменения налицо. Теперь осталось понаблюдать за тем, как поведут себя избранные акимы, которые теперь должны соответствовать этому выбору.
Сергей КОЗЛОВ