Темпы развития Казахстана во многом зависят от того, сможет ли наша страна стать логистическим мостом между Европой и Азией и в полной мере реализовать свой транзитный потенциал.
Казахстан, раскинувшийся на бескрайних просторах Евразийского континента, все чаще называют будущим логистическим хабом. Стратегическое расположение на перекрестке торговых путей между Европой и Азией открывает перед республикой большие перспективы. Выступая на недавнем саммите ШОС в Астане, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил важность развития транскаспийского маршрута, маршрута «Север – Юг», а также стратегических портов и логистических центров.
Отчет МФЦА о транспортно-логистической отрасли Казахстана, опубликованный в мае этого года, говорит о том, что наблюдается рост инвестиций в отрасль – 338,5 млрд тенге за первые четыре месяца 2023 года, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Объем грузоперевозок всеми видами транспорта за первое полугодие 2023 года увеличился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Рост объемов перевозок, по мнению коммерческого директора логистической компании RTL Alliance Дмитрия Башко, обусловлен несколькими факторами. Во-первых, сказывается активизация экономической активности внутри самого Казахстана. Во-вторых, перестройка логистических цепочек в связи с геополитической напряженностью в Восточной Европе играет на руку Казахстану.
Однако в рейтинге качества транспортной инфраструктуры Всемирного экономического форума Казахстан занимает лишь 73-е место. Одной из главных проблем на пути превращения Казахстана в логистический центр является изношенность инфраструктуры. Особенно высокий уровень износа отмечается в железнодорожной отрасли. По нормативным срокам эксплуатации до 2030 года возможно выбытие 14,3 тыс. вагонов, что может привести к еще большему дефициту вагонного парка.
Много работы предстоит и в сфере автомобильных дорог. Несмотря на то что их протяженность превышает 24,9 тыс. км, значительная их часть нуждается в ремонте. Серьезные задачи стоят и перед складской логистикой. Несмотря на то что суммарное предложение складских помещений на рынке Казахстана в 2022 году составило 5 млн квадратных метров, спрос на них значительно превышает предложение.
Тем не менее правительство предпринимает шаги для решения проблем в транспортно-логистической отрасли. В рамках «Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года» планируется модернизировать свыше 50 автомобильных пунктов пропуска через государственную границу, построить вдоль дорог республиканского значения не менее 200 современных объектов придорожного сервиса.
Кроме того, в ближайшие годы планируется появление современных торгово-логистических хабов вблизи границ на ключевых направлениях торговых потоков – с Китаем, Россией, Кыргызстаном и Узбекистаном.
Правительство уже предпринимает шаги в этом направлении, разрабатывая амбициозные планы по модернизации транспортной системы и созданию новой логистической инфраструктуры. Для достижения поставленных целей необходимы не только инвестиции, но и эффективное управление, прозрачное тарифообразование, а также тесное сотрудничество с соседними странами.
Кирилл АЛЕКСАНДРОВ