Примерное время чтения: 2 минуты
26

Главный вектор – южный

Олег БЕЛОВ / kzaif.kz

В первом квартале этого года ещё более возросло значение южного вектора в приграничной торговле Казахстана и Китая, и в первую очередь – экономической зоны Хоргоса.

Об этом наглядно говорят данные, опубликованные на этой неделе Институтом экономических исследований. Сухие цифры свидетельствуют о том, что внешнеторговый оборот Казахстана за первый квартал 2024 года достиг 31,2 млрд долларов, что на 5,6% меньше по сравнению с тем же периодом 2023 года.

И что самое интересное, товарооборот со странами Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) составил 5,1% от общего объема, достигнув 1,6 млрд долларов.

Согласно анализу института, на это повлияло снижение объема экспорта пшеницы на 38,3%, телефонных аппаратов – на 20,3%, а также золота – на 41,9%.

Одновременно с этим транспортировка товаров через пограничный терминал «Алтынколь – Хоргос» увеличилась на 8% – до 4,2 млн тонн, и это включая казахстанский экспорт, который вырос на 42% до 1,5 млн тонн.

Развитие взаимодействия двух стран на минувшей неделе обсуждалось на форуме экспортёров, в рамках которого прошла конференция по торгово-экономическому сотрудничеству КНР (Сычуань) и Казахстана. Во всех мероприятиях принял участие заместитель министра транспорта республики Максат Калиакпаров, который выступил с докладом о мерах по усилению транспортно-логистического сотрудничества двух стран и стратегических приоритетах казахстанской стороны в развитии и приграничной торговли и торгово-экономического сотрудничества в более широком спектре.

– С удовлетворением отмечаем, что Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) стал более эффективным. В 2023 году наш общий железнодорожный груз увеличился на 22% – до 28,3 млн тонн. Эти результаты демонстрируют значительный прогресс в нашем сотрудничестве, – подчеркнул представитель Казахстана.

Консультант по экспортным направлениям Амирхан Гайнуллин, возглавляющий Экспертный совет по содействию экономического развития регионов, прокомментировал так:

– За четыре первых месяца этого года объём железнодорожных перевозок между Казахстаном и Китаем достиг 10,1 млн тонн, что на 14% больше, чем в прошлом году. А казахстанский экспорт в южном направлении вырос на 21% – до 4,5 млн тонн.

Он также констатировал, что объёмы перевозок грузов и по автодорогам между двумя странами также значительно увеличились: в минувшем году они в международной торговле достигли 1,8 млн тонн, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. В то же время объёмы транзитных перевозок увеличились до 2,2 млн тонн, что вдвое превышает показатели прошлого года.

– Всё это сухие цифры, – говорит эксперт, – но они многое говорят. В частности, что и приграничная торговля с нашим великим южным соседом, и торгово-экономическое сотрудничество с ним стало важнейшим фактором развития казахстанской экономики в целом, и значение этого фактора будет только возрастать. В этом не может теперь быть никаких сомнений.

Марк Лотвин

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых