Экономическая ситуация в Казахстане достаточно парадоксальна.
В стране не хватает денег ни на социальные проекты, ни на инфраструктурные, из-за чего правительство двумя руками залезает в нацфонд и пытается распродать хоть какие-то активы, при этом пытается увеличить доходы, повышая налоги и ужесточая администрирование.
Расходы на инфраструктуру пытаются покрыть за счет повышения тарифов и отмены ценового регулирования, в то время как социальные расходы пытаются частично переложить на крупный бизнес.
И эта катавасия продолжается не первый год, причем выхода из ситуации не видно, поскольку каждый шаг только усугубляет ту или иную проблему, ибо государство залезает в карман бизнеса, который в итоге сокращает деловую активность и размер уплачиваемых налогов.
Помимо этого, государство залезает в карман населению, чтобы увеличить социальные платежи ему же, но при этом регулярно разгоняя инфляцию, которая съедает всю индексацию зарплат, пенсий и стипендий.
В чем же причина всего этого?
На мой взгляд, все достаточно просто: государство за пять лет резко увеличило бюджетные расходы, в первую очередь на социальную сферу. Причины скорее политические, нежели экономические.
Одновременно были начаты бюджетоёмкие проекты типа «комфортная школа», «развитие сельского здравоохранения» с постоянно растущей себестоимостью и странные схемы ГЧП в здравоохранении и образовании, которые вызвали рост расходов без качественного улучшения ситуации.
Выросли административные расходы. Выросли расходы на обслуживание госдолга, поскольку в бюджете явно стали возникать кассовые разрывы, которые принялись закрывать не только трансфертами, но и текущими займами.
В то же время рост доходов за такими расходами не поспевал. Расходы бюджета выросли за пять лет в 2,3 раза, а дефицит – в 4 раза (в абсолютных цифрах).
Сейчас в правительстве практически не осталось фигур, которые бы помнили ситуацию, когда чрезмерный рост соцрасходов поставил проблему социального иждивенчества (2010) или массового мошенничества при соцвыплатах (2019).
Государство боится урезания социальной части бюджета, а также столкновения с лоббистскими группами, сидящими в социальных программах и региональными элитами, привыкшими к постоянным траншам из центра.
Мы уже видели, как нефтяной Мангистау под бесконечные протесты ушел из числа доноров республиканского бюджета.
Понятно, что сейчас рост тарифов и отмена ценового регулирования топливного рынка практически безальтернативны. Но нужно понимать и то, что нынешняя модель бюджетной политики самоубийственна для экономики. Она не сможет обеспечить даже попытки обещанного удвоения ВВП и уж тем более адекватной деловой активности, а также развития инфраструктуры и социальной стабильности.
Данияр АШИМБАЕВ, политолог