Примерное время чтения: 4 минуты
131

Нужны не стены, а мосты

Зачастую ребенок, предпринимают суицидальные попытки, являет собой симптом семейного неблагополучия. Он слабее взрослых, поэтому и психика его быстрее сигнализирует о недостатке гармонии и тепла в окружении самых близких людей. Дети – часть семейной экосистемы и очень точный её индикатор. Но в любом случае суицид – это заболевание, и как только возникает попытка его осуществить, необходимо обращаться к специалисту, который сможет профессионально оценить как общие признаки, характерные для подобного состояния, так и индивидуальные, потому что все мы разные [газетная статья].

Специфически общим является, безусловно, крайняя степень психологического неблагополучия, когда человек исчерпал все другие способы совладания с собой. Это касается не только взрослых, но и подростков. Именно они и находятся в центре приложения наших профессиональных действий. Несмотря на импульсивность, отличающую этот возраст, на принятие решения на эмоциях, все же оно является не первой линией их выбора, а наступает после долгого периода деадаптации.

Очень часто так происходит на фоне депрессии, когда нет энергии, все кажется очень темным, зрение становится туннельным. Проблема видится до предела узко, никаких выходов и вариантов. Нередко это крик о помощи. Подросток не хочет уходить из жизни, напротив, он стремится сказать всем, что ему плохо, он не нашел понимания, хотя стучался к кому только можно. Заблуждением было бы считать его поведение манипуляцией, он пытается убедить, что уже край, будьте же наконец людьми! По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, уровень суицидов среди несовершеннолетних за минувший год снизился по сравнению с 2021-м на 11,4%, суицидальных попыток стало меньше на 17,2%. Это говорит об эффективности программ, реализуемых нашей страной на государственном и местном уровнях. Однако цифры все еще довольно высокие: 155 завершенных суицидов, 399 попыток, и Казахстан продолжает оставаться в числе лидеров в данном антирейтинге. Школьный буллинг вносит сюда свою жестокую лепту, в чём убеждает резкое падение суицидов и их попыток в 2020-м, когда дети находились в семьях и учились дистанционно.

По данным ЮНИСЭФ, до 62 процентов детей сталкиваются с травлей ровесниками. Иными словами, в школе с 1000 учеников 620 так или иначе в разнообразных формах проходят испытание, выдержать которое не каждому ребенку по силам.

Мы как социальная организация понимаем необходимость бесплатной помощи семьям, которые обращаются к нам со всего Казахстана. Детские психологи, юристы, медиаторы, тренеры, участвующие в рамках проекта по буллингу, выезжают по областям, в школы, где он отмечен, проводят работу с детьми, педагогами, родителями. Более того, устраивали краудфандинг, и люди, понимая масштаб проблемы, добровольно собирали средства на поддержку проекта.

Работая уже пятый год, мы понимаем, что такая деятельность более чем востребована. Консультации ведутся по разным вопросам, так как проблемы подростков обычно складываются из комплекса. Редко кто из них или их родителей с порога объявит об опасных намерениях, это выявится в процессе беседы, возможно, не одной и с использованием специальных методик. Проводим онлайн-консилиумы с участием группы экспертов, рассматриваем каждый кейс по соответствующей просьбе, при необходимости выезжаем на место события или находим там специалистов. Разная степень серьезности случаев предполагает и разный уровень вмешательства.

Мы неоднократно предлагали комитету по охране прав детей сосредоточиться на проблеме того, что к школьному психологу дети не ходят из-за отсутствия конфиденциальности. Психолог подчинен директору и обязан докладывать ему о каждой ситуации, связанной с ребёнком. А что знают двое, то… В общем, какая уж тут откровенность! Есть вопросы и по уровню подготовки школьных психологов. В вузах им не преподают такую дисциплину, как суицидология, её придётся осваивать дополнительно и при личном желании. Профильному комитету мы рекомендуем продвигать создание независимых центров, куда люди могли бы обращаться, не будучи скованы никакими опасениями. Есть отличный пример такого центра в Костанае, кстати, государственного, с которым мы активно сотрудничаем. А в Алматы наш ресурсный практически единственный, что для мегаполиса абсолютно недостаточно. По-хорошему их надо открывать в каждом районе.

Светлана Богатырёва, магистр психологии, руководитель Ресурсного центра для подростков и их родителей Just Support

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых