Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов представил этот план на своей странице в Facebook.
Одним из шагов экспертная группа предлагает стимулировать вовлечение в образование представителей бизнеса и производства, иностранных преподавателей, обмен специалистами на межрегиональном уровне.
— Образование должно готовить обучающихся к реалиям рынка, максимально стараться не отставать от них. В связи с этим считаю нужным пересмотреть требования по остепененности, штатности и базовому образованию. Не стоит задача отмены этих критериев как таковых, но они не должны ограничивать свободу вузов, — сказал он.
Так, например, глава ведомства считает, что по таким направлениям подготовки, как ресторанное дело, бухгалтерия, туризм, услуги, финансы, IT, журналистика, связи с общественностью, стандартизация и сертификация, требования по остепененности и штатности являются бессмысленными и затрудняют вовлечение специалистов-практиков в преподавание.
Другое предлагаемое нововведение — внедрение возможности выбора дистанционной или смешанной формы обучения в сочетании с традиционным очным обучением. В этом случае выбор окончательной формы останется за студентом.
— Предлагаемая форма обучения будет отличаться от того, что было весной, так как изначально дистанционную форму внедряли как временное решение. Конечно, эту работу необходимо будет сочетать с обучением преподавателей и обновлением образовательных программ. Для полноценной адаптации дистанционной формы обучения необходимы законодательные изменения, — добавил глава МОН РК.
Отдельное направление преобразований касается снижения финансовой нагрузки на обучающихся.
— Я уже обратился к вузам с рекомендацией не повышать стоимость обучения, но для этого нужно создать условия для вузов, — отметил Асхат Аймагамбетов.
По его словам, было поддержано предложение ранжировать вузы по лигам. Это позволит продолжать политику выявления недобросовестных вузов-«пылесосов» и в то же время обезопасит добросовестные вузы от «от жесткой политики государственного контроля».
В первую категорию будут включены вузы, конкурентоспособные на международном уровне. Главным критерием для них будет высокий уровень научных исследований. Как пояснил министр, это вузы, где наука задает тон образовательным программам и оказывает влияние на экономику страны. Такие вузы будут иметь 100 процентов академической свободы. Освобождение от госконтроля позволит им не отвлекаться на проверки.
Во вторую категорию включат вузы, конкурентоспособные на национальном уровне. У них будет такой же уровень академической свободы, как и у вузов первой категории.
Третья категория объединит региональные и отраслевые вузы, которые будут иметь большой объем академической свободы. Это такие вузы, которые не дотягивают до республиканского уровня, но дают студентам, оставшимся в регионах, «хороший уровень образования и ориентируются на «своего» обучающегося». Эти вузы будут проверяться только по системе оценки рисков.
Четвертая категория будет отведена всем другим вузам.
— Они будут подвергаться постоянному госконтролю в полном объеме, для них будут действовать многие требования и нормы в связи с низким уровнем качества и доверия к этим вузам. В основе ранжирования вузов по 4 категориям лежит конкуренция вузов по повышению качества образования и науки, а конкуренция, как известно, всегда полезна, — заключил министр.