Примерное время чтения: 5 минут
56

Педагогика или отсутствие здравого смысла?

За почти полувековой стаж работы в школе я думал, что меня уже ничем не удивишь. И насмотрелся на многое, и сам кое в чём поучаствовал. Но оказывается, никогда не стоит сбрасывать со счетов проверенную мудрость: едва успеете достигнуть дна, как снизу постучат. Я узнав новость, что выпускников 23 казахстанских школ нынче планируется оставить без аттестатов, буквально впал в ступор. Это как? Что умудрились натворить юные мои сограждане, если на их бедовые головы должна обрушиться столь великая кара [газетная статья]?

Но выяснилось, что они тут ни при чём. Это комитет по обеспечению качества в сфере образования Минпроса РК «выявил нарушения в ходе мониторинга организаций образования». Намеренно заключаю в кавычки проявление деятельности новой руководящей педагогической структуры, потому что оно, на мой взгляд, лишено какого-либо здравого смысла.

Что так припекало означенный комитет, что он решил устроить налёт на школы за пару месяцев до конца учебного года? Конечно, всё очень плохо: 40 школ, из которых 30 государственных и 10 частных, работали без лицензии. Это означает, что они не прошли проверку на соответствие требованиям или не подавали документы на получение разрешения. Сюда же, до кучи, отрицательные заключения СЭС, отсутствие актов ЧС, недостаточная оснащенность материально-технической базы, дефицит квалифицированных педагогических кадров. А дальше всё по привычной колее – возбуждение административных дел, штрафы...

Можно вопрос? Эти все безобразия случились вчера-сегодня или накапливались годами? Если так, то какая персональная ответственность, и не только административная, будет наложена на сотрудников аналогичного комитета недавно упразднённого монстра – МОНа РК? Или в ту пору с ними как-то удавалось «решать вопросики» заинтересованным лицам?

Кстати, о лицензиях. Я не понаслышке знаю, что это такое. Сам много лет работал директором своей авторской школы. Но при этом был собственником здания и земли, на которой она расположена. А это совсем другой коленкор. Те, кто берёт школьное здание в аренду, должен её оплачивать. Цены растут, люди попадают в финансовую кабалу, вынуждены искать другие варианты. Так и появляется «несоответствие требованиям», претензии чиновников по части маттехснабжения и пр. И будь ты хоть на сто рядов педагогом-новатором, при отсутствии заботы со стороны городских властей, разумного курирования органов образования, все твои идеи пойдут прахом, ещё и останешься кругом виноват. Помню, как мы с коллегами еще на заре независимости бились за достойное подушевое финансирование образования. Скрупулёзные подсчёты определили сумму примерно в три с половиной тысячи у. е. После согласования в высоких кабинетах она стала 600 тех же самых у. е. А с учётом зашкалившей с тех пор инфляции это меньше, чем ничего. Это я, возвращаясь к вопросу от материально-технической базы наших школ.

Подозреваю, что никуда чиновники не денутся, вопрос с выдачей аттестатов будет решен. Но достаточно подлым образом. Детей просто распихают по близлежащим школам. Представляете степень их стресса? Новые учителя, незнакомое окружение сверстников – и всё это накануне выпуска! Я удивляюсь родителям. Покорно проглотили происходящее, ни тебе петиции с сотнями подписей, ни обращения к президенту и правительству. Из страха, как бы не было хуже? А хуже-то некуда...

Архимед Искаков.
Архимед Искаков. Фото: из газетных материалов

Честно говоря, с оптимизмом встретил разделение Министерства образования и науки на два ведомства. Ежу было понятно, что оно давно заваливалось на бок и только изображало бурную деятельность. Буду с большим профессиональным интересом, вниманием и доброжелательностью наблюдать за шагами Министерства просвещения. Слово-то какое замечательное! Ведь человека можно образовать, а он все равно останется не просвещенным... Это в скобках. А пока вижу очередное реформирование: например, сокращают часы иностранного языка как в начальной школе, так и у старшеклассников. Ау, господа просветители, вы серьёзно? Как будем двигать продекларированное трёхъязычие?  Если не ошибаюсь, высокое педагогическое руководство высказало намерение поднять казахстанскую систему образования на уровень Международной стандартной образовательной классификации и дать возможность выпускникам школ овладеть необходимыми европейскими уровнями.

Есть реформы и то, что за них выдаётся. За первые я обеими руками, только принципиально качественные, с обсуждением, экспертизами, пилотным обеспечением. Пока перед глазами мелькание каких-то блох, меняют предмет «Художественный труд» на «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство». Почувствовали разницу? Сомневаюсь. Во всяком случае точно это не имеет ни малейшего отношения к «европейским уровням» и Международной классификации образования. Может, хватит уже, как в нескромном анекдоте, переставлять мебель, а пора заняться кадровой политикой? В первую очередь подготовкой учителей, альфы и омеги всего педагогического процесса. Но ответ на этот вопрос пока в зоне тумана.

Архимед Искаков, заслуженный работник образования РК, первый лауреат негосударственной премии «Тарлан».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых