Примерное время чтения: 7 минут
119

Cеять разумное, доброе, вечное…  

Все мы родом из детства… Наверняка у любого из нас есть приятные воспоминания о школьных учителях, которым мы благодарны всю жизнь. Да, они оставили в наших душах след. Об особой роли учителей, о собственном богатом опыте работы в школе рассказала Надежда Васильевна Третьякова, педагог КГУ «Шидертинская средняя общеобразовательная школа» отдела образования Экибастуза, управления образования Павлодарской области с 22-летием стажем преподавания, в эксклюзивном интервью нашему еженедельнику [газетная статья].

СЛУЧАЙНОСТИ НЕ СЛУЧАЙНЫ

– Надежда Васильевна, прошу рассказать немного о себе. Почему выбрали одну из самых важных и непростых, мягко говоря, профессий на свете?

– Наверное, так сложились обстоятельства. Как и все девчонки, мои ровесницы, мечтала стать учительницей. Но уже по окончании школы желание это пропало. В 1997 году, как мы помним, это было очень непростое в денежном отношении время, на учебу в институт за счет бюджета поступить было сложно, и директор школы, ныне покойная Валентина Зубкова, предложила мне поработать в школе учителем английского языка. У меня было два класса, учебных часов немного. В то время педагоги были в большом дефиците, поэтому допускалось в некоторых случаях работать и без специального образования. Так я начала свою карьеру школьного учителя. Некоторое время сменила направление преподавания, поступила на грант на учителя химии. Этому предмету обучаю детей до сих пор.

Надежда Васильевна Третьякова
Надежда Васильевна Третьякова / Фото: из газетных материалов

– По вашему мнению опытного педагога, какими главными качествами должен обладать преподаватель в школе?

– Думаю, что самое главное качество учителя, как и представителя любой профессии, – это все-таки оставаться человеком при любых обстоятельствах.

– Есть мнение и немало примеров, когда ученик любит своего учителя, то это проецируется и на предмет, который тот преподает, и ему его освоить проще.

– Да, есть такие примеры, когда ученик любит своего учителя, и его любовь переходит на предмет, который тот преподает. В моей жизни был случай: моей ученице Насте с большим трудом давалась химия, но она мне пообещала поступить после окончания школы на факультет химических технологий, что и сделала.

– Как у вас складываются отношения с вашими подопечными на уроках?

– По-разному. Но в основном все нормально. Кому-то нравится мой предмет, другие не проявляют к познаниям химических процессов особого интереса. И здесь всегда главную роль играет человеческий фактор, взаимоотношения между учителем и учеником.

– Знания по любым школьным предметам сегодня доступны в интернете. Многие школьники порой могут быть осведомлены по той или иной теме урока больше, чем сам педагог. Приходилось ли сталкиваться с такими ситуациями?

– Да, приходилось. В нашей школы был ученик Илья, очень эрудированный, всегда основательно готовился ко всем школьным предметам, изучал много дополнительных источников, хорошо запоминал информацию. И когда я шла на урок в класс, где он учился, всегда в душе испытывала некоторую тревогу. Опасалась за то, что вдруг он задаст мне вопрос, на который не смогу ответить. Пришлось говорить ему открыто, что в данное время я не владею этой информацией, но обещала восполнить этот пробел и ответить ему в следующий раз. Он меня мотивировал к саморазвитию.

ПЕДАГОГ БУДЕТ ВСЕГДА В ЦЕНЕ

– В эпоху стремительного развития цифрового контента и искусственного интеллекта нет ли опасений, что потребность в учителях в недалёком будущем может резко сократиться?

– Да, все это, без сомнений, внесет свои коррективы в образовательный процесс, но учитель всегда будет оставаться учителем! Его роль не изменится, потому что он – прежде всего человек и останется человеком! Что же касается профессии школьного учителя, то он не только дает знания, но в первую очередь формирует душу человека, в нашем случае своего ученика. Когда общаюсь со своими коллегами, то многие вспоминают добрые качества своих учителей. Одна учительница мне рассказала, что, когда она еще училась в школе, у нее было плохое зрение, и ее учительница пододвигала ей парту поближе, чтобы она лучше училась. Благодарность учителям у детей возникает не столько за полученные знания, сколько за их доброту и любовь к ним, а также за то, какие человеческие качества были им привиты педагогами.

– Работа школьным учителем, согласитесь, очень ответственная, требует большой отдачи, много душевных сил. Не возникало желания сменить профессию?

– Такого желания не возникало. В моей жизни был период, когда я заочно училась в институте, то поработала на насосной станции, что находилась поблизости с местом, где жила. Но, откровенно говоря, мне на этой работе было скучно. Не хватало общения с детьми, не было возможности для саморазвития, которое дает школа. Именно она для педагога в любом возрасте прекрасный стимул развиваться, совершенствовать свои профессиональные компетенции. Мир не стоит на месте, появляются новые знания. Еще надо отдать должное нашим ученикам. Они порой талантливее своих учителей, лучше разбираются в современных технологиях. И нам, педагогам, не хочется от них отставать. Образно говоря, ударить в грязь лицом. А значит, нам самим надо постоянно учиться. И конечно, это здорово!

– Можете ли назвать себя счастливым человеком, потому что занимаетесь любимым делом?

– Да, меня можно назвать счастливым человеком, потому что я действительно занимаюсь любимым делом, мне моя работа очень нравится, получаю от нее удовольствие. И буду рада, если мне удастся изменить судьбу хотя бы нескольких своих учеников в лучшую сторону и они будут вспоминать меня добрым словом. Очень не хочется, чтобы было с точностью до наоборот. Своим школьным учителям очень благодарна, много взяла от них хорошего, что мне до сих пор помогает в моей педагогической практике.

– Известно, что из вашего 22-летнего стажа работы в системе школьного образования 11 лет выработали завучем, а последний год – директором школы. Свою нынешнюю должность вы совмещаете с преподаванием химии?

– Да, свою нынешнюю должность директора школы совмещаю с преподаванием предмета химии.

– В этой связи вопросы: как обстоят дела с кадровым потенциалом? испытывает ли школа дефицит учителей? преподаватели каких школьных дисциплин наиболее востребованы?

– Больше всего в школах есть потребность в учителях математики. Когда собиралась уходить с должности завуча, то училась и получила степень магистра по математике, чтобы расширить свой педагогический диапазон. Теперь могу преподавать еще и этот предмет. Насколько мне известно, сегодня существует самый большой дефицит не только в нашей школе, но и по всему Казахстану, учителей математики с казахским и русским языком обучения.

– Как известно, в этом году в Казахстане 5 октября впервые отмечается День учителя. Что хотите пожелать своим коллегам в преддверии профессионального праздника?

– Своим коллегам в преддверии Дня учителя желаю счастья, чтобы работа приносила радость, чтобы каждое утро в радостном настроении шли к ученикам на свою любимую работу, а вечером, счастливые, спешили домой, где их в ждут родные люди. Хочу, чтобы они были самыми счастливыми и самыми любимыми людьми на свете!

Татьяна КАЗАНЦЕВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых