Примерное время чтения: 9 минут
138

Творческая целина Высоцкого

В МИНУВШИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК ПОКЛОННИКИ ТВОРЧЕСТВА АКТЁРА И ПОЭТА ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО ОТМЕТИЛИ 42-Ю ГОДОВЩИНУ ЕГО КОНЧИНЫ. И ВНОВЬ ВСПЫХНУЛИ СПОРЫ О ТОМ, ЧТО ВОСПРИЯТИЮ ЛИЧНОСТИ ВЛАДИМИРА СЕМЁНОВИЧА ОЧЕНЬ СИЛЬНО МЕШАЕТ ЕГО ИДЕАЛИЗАЦИЯ [газетная статья].

ЧТО ЕСТЬ «АКТЁРСКИЙ ЧЁС»

Парадоксально, но сегодняшняя молодёжь, даже после того, как жизнь и творчество Высоцкого исследованы досконально, с трудом могут представить себе – почему же этот человек стал кумиром нескольких поколений советских людей? Ведь в жизни он был таким же как мы человеком со своими слабостями, вечной бытовой и семейной неустроенностью. Учитывая всё это, можно понять разные периоды его жизни, в том числе связанные с Казахстаном.

В биографии Высоцкого было три события, о которых можно с уверенностью утверждать, что они «произошли впервые в его жизни» и оказали важнейшее влияние на его дальнейший творческий путь.

- 1958 год. Как студент театрального училища МХАТ Владимир Высоцкий в первый раз в жизни проходил учебную практику в поездках по Северному и Центральному Казахстану.

- 1963-64 годы. В качестве начинающего актёра в Казахстане у него впервые были полуформальные гастроли, как бы сейчас сказали – актёрский чёс по южным и центральным районам.

- 1970 год. Самый популярный советский бард впервые начинает участвовать в своих гастрольных турах по стране, начав с Юго-Восточного Казахстана.

Все три судьбоносных этапа связаны с тремя принципиально разными Высоцкими. Первый визит в казахстанские степи московского парнишки был вообще его первой поездкой в другую республику. Часто читаешь в воспоминаниях людей из его круга общения: «Володя был склонен к перемене мест». Чем было вызвано такое непостоянство? Московские послевоенные коммуналки, где «на 38 комнаток всего одна уборная», – не располагали к комфортному времяпрепровождению. После того, как его отец ушёл из семьи, с отчимом «дядей Жорой» Владимир так и не нашёл общего языка. Вот потому, когда на летней практике многие пытались откосить под любыми предлогами от театральной практики, Высоцкий, напротив, был здесь в числе самых активных.

Самый большой по тем временам экономический проект – освоение целинных и залежных земель – в основном реализовывался в Казахстане. Лето – каникулы для студентов, но самая жаркая пора во всех смыслах этого слова у целинников. Все посёлки были сравнительно молодыми, дома культуры ещё не построены, да и в большинстве случаев приходилось выступать прямо на полевых станах. Какая же столичная знаменитость отважится на такой поступок?

Высоцкий с другими студентами за день до выступления «ходил в народ»
Высоцкий с другими студентами за день до выступления «ходил в народ» Фото: из газетных материалов/ Олег Белов.

А Володя с другими студентами за день до выступления «ходил в народ» – приходил в посёлок и узнавал о самых волнующих событиях местной жизни. Ночью писал, пока все спали, а с утра уже были готовы зарифмованные куплеты на злобу дня. Такой индивидуальный подход имел колоссальный успех у местных зрителей.

«НО НА НАЧАЛЬНИКА ПОПАЛ, КОТОРЫЙ БОЙКО ВЕРБОВАЛ»

В 1963 году карьера молодого выпускника театрального училища МХАТ как-то сразу не задалась. Даже в квалификационной книжке у него просто стояла надпись «актёр кино». В театры приглашали на эпизодические, второстепенные роли или на детские утренники. Он пребывал там несколько месяцев, пил, скандалил, в итоге его увольняли.

Дома ждала семья с одним, а потом и вторым сыном. Жена не работала, жили на квартире у родителей и содержать семью было не на что. От творческой нереализованности и несостоятельности Володя стал уходить в запои. Чем больше пил, тем больше скандалил, и тем крепче в театральной среде складывалась репутация, что этого дебошира ни в какие труппы брать нельзя. В актёрской среде пили почти все, но срывать спектакли из-за запоев – непозволительно в любые времена.

Путь любого молодого человека, а тем более творческого, часто представляет игру в рулетку. Один начинающий актёр Михаил Туманашвили долго сидел без работы. И вот подходит к нему как-то некий администратор калмыцкой филармонии Виктор Войтенко и говорит, едва поздоровавшись:

– Есть шабашка, хочешь подзаработать? Нужно прочесать Сибирь, Алтай и Казахстан.

– А кто откажется, если работы вообще нет? – ответил Михаил.

– Только надо взять кого-то второго. Дуэтом можно читать диалоги и безопаснее, если что – партнёр может подстраховать.

– Есть у меня одна кандидатура – Володя Высоцкий, мой хороший друг. Уже засветился в кино. Мы хоть завтра готовы, но у нас программы никакой нет.

– Да и не надо. На месте что-нибудь сымпровизируете. Провинциалы пойдут глазеть просто на «живых московских киноартистов», наивно поверив, что вы приезжие звёзды.

За пару бутылок водки киномеханик сделал монтаж эпизодов из их фильмов, и вот с этим нехитрым творческим багажом они начали колесить, в том числе и по нашей республике.

Подобная авантюра продлилась два зимних месяца. В маршрут входили Чимкент, Джезказган, Караганда. В Джезказгане Володю застали врасплох казахстанские морозы и его пришлось одевать насильно всей труппой в зимнюю одежду буквально с головы до ног. Сам не хотел. Купили что попалось. Например, пальто, которое ему было больше на два размера.

Фото: из газетных материалов/ Олег Белов.

Все заработанные деньги отправлял жене. В целом он остался доволен поездкой. Даже купил домой телевизор, но главное – завязал пить, и после этих импровизированных гастролей сразу отправился на таганковский кастинг к Юрию Любимову, поступил в театр, где и прослужил до конца жизни.

АКТЁР СОВЕТСКИЙ, ЗВЕЗДА ФРАНЦУЗСКАЯ

О главном казахстанском событии в жизни мастера припоминают как-то вскользь. 1970 год стал во многом пограничным в судьбе Высоцкого. За спиной – самое плодотворное десятилетие, впереди – ещё столько же лет насыщенной работы. В ближайшие годы он будет всё меньше писать и играть на сцене театра, и всё больше самостоятельно гастролировать по стране. Его песни станут более глубокими и философскими, часто написанными к сюжетам фильмов, в которых он планировал работать.

Перед нами ведущий артист самого молодого и модного московского театра. Только Таганка пока нигде не гастролирует, активно создавая репертуар. В союзной печати организована травля, после которой ни сцена, ни кинематограф Высоцкому точно не светили. В личной жизни – официальное бракосочетание с французской кинозвездой Мариной Влади. Жилья по-прежнему нет, зато надо платить алименты на двоих сыновей, да и что он мог подарить своей новой супруге, актрисе мирового масштаба на свою нищенскую зарплату советского актёра?

Может показаться неправдоподобным, но за прошедшие десять лет бард толком вообще нигде не выступал. Концерты, конечно, были, но они носили скорее характер творческих встреч. В лучшем случае это была единовременная поездка, где всю организацию брала на себя приглашающая сторона. Заработать в настоящем смысле этого слова Высоцкий мог лишь на неофициальных гастролях по разным городам, в каждом из которых можно было давать по 3-4 концерта, но такие предложения отсутствовали, потому что в СССР законодательно карались.

Фото: из газетных материалов/ Олег Белов.

И вот в этой ситуации, когда деньги стали нужны как никогда, в его кругу снова появляется его первый администратор «калмык» Виктор Войтенко. Кто был инициатором этой встречи и как она происходила, нигде не упоминается. Важно другое – делец от народной самодеятельности увидел перед собой спустя шесть лет после их первой встречи личность иного масштаба. Не думаю, что он до конца осознавал гениальность Владимира Семёновича. Однако на волне популярности его песен, ажиотаже, бесконечных скандалов и слухах можно было отлично заработать. Сотрудничество с Высоцким сулило огромные барыши.

Гастрольные туры проходили примерно по тем же маршрутам что и в предыдущий раз. Остались прежние связи, хотя, конечно, были отличия. Больший упор теперь делался на промышленно развитом востоке Казахстана. Войтенко (на фото слева) придумал и отшлифовал новую гастрольную систему, в которую входила и законодательная безопасность. Эту систему Владимир Семёнович и другие популярные гастролёры 70-х потом с успехом использовали на полную катушку. Именно в Казахстане появилась и первая гастрольная такса Высоцкого – 300 рублей за концерт.

Такая цепочка связей из череды знакомств и событий дала мощный толчок в становлении Высоцкого. Не пошёл бы он впервые в народ, не стал в степи писать по ночам, не заработал бы так нужный когда-то рубль, какой бы багаж оставил он нам в своём творческом наследии?

Сергей КУТУЗОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)