Вероятно, ее необыкновенная судьба была предопределена – Всевышним, родителями, окружением. Родившаяся 27 августа 1903 года в суровом Иркутске девочка с самого первого дня жила в атмосфере любви, тепла, творчества, музыки и вдохновения - мама оперная певица Анна Шастная и папа известный композитор Илья Сац дружили со многими талантливыми людьми. Станиславский, Рахманинов, Вахтангов, Качалов, другие артисты МХАТа, ее тетя актриса Малого театра Наталья Розенель демонстрировали девочке пример любви и верности театру, высокому искусству.
И еще в детстве маленькая Наташа, услышав папину «Синюю птицу», пообещала ему, что обязательно поймает свою птицу счастья. Свое обещание она выполнила. Но сейчас понятно, что не только для себя поймала она Синюю птицу – она продолжает дарить счастье большим и маленьким зрителям, всем, кто приходит в театры, открытые благодаря ее таланту, энергии, вере в себя и в великое театральное искусство.
Через год после рождения дочери семья Сац переехала в Москву. Наташа училась в прогрессивной частной гимназии Репман, играла в Драматической студии имени Грибоедова, в 1917 году окончила музыкальный техникум имени Скрябина. А уже в следующем году 15-летняя Наталия Ильинична – именно так ее называли уже тогда! – инициировала и добилась создания первого в мире Детского театра Моссовета. Его художественным руководителем она была до 1937 года.
А потом все изменилось в одночасье. Жена изменника Родины. Расстрел в 1938 году супруга Израиля Вейцера, наркома внутренней торговли СССР. Арест самой Наталии Сац. Пять лет в лагерях. Лагерная художественная самодеятельность! Освобождение в 1942-м. И переезд в Казахстан: работать в Москве Наталия Сац не имела возможности.
В 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, талантливая, красивая 40-летняя женщина с 15-летней дочкой Роксаной приехала в Алма-Ату.
Позже она поделится воспоминаниями (здесь и далее цитаты из книги Н. Сац «Новеллы моей жизни»): «Мне дали «подъемные» и два билета в Алма-Ату в мягком вагоне. Чемодан набила платьями разных лет, сбереженными мамочкой, взяла с собой галеты, консервы, у нас с дочкой и конфеты нашлись. Настроение чудесное. И я, и она забыли слово одиночество. Дочь - подруга, притом всему заразительно рада».
В поезде Наталия Сац познакомилась с товарищем Жуминым, директором Казахской филармонии, который еще в Москве узнал, что она поедет в Алма-Ату, и он проявлял по отношению к ней гостеприимство уже в пути. А она была верна себе, детям и театру: «Директор Филармонии Жумин еще по дороге в Алма-Ату в поезде на мой вопрос, бывают ли у них концерты для детей, посмотрел на меня удивленно и ответил: «Нет, никогда не было». Уговорю его начать воскресные утренники в Филармонии!»
Наталия Ильинична вспоминала, что ей хотелось быть ближе к Москве, в далекий Казахстан, где она никогда не была, ее не тянуло: «…Но Ксаночке все новое было так интересно, что наш семидневный путь до Алма-Аты я навсегда окрестила «медовой неделей». … В Алма-Ату мы приехали не по расписанию, поздно ночью, и меня никто не встретил. Как хорошо, что Жумин довел нас до здания Филармонии, и заспанная сторожиха помогла нам разместиться на диване в его кабинете».
Первой сценой Наталии Сац в Алма-Ате стала сцена Театра оперы и балета. Вот ее первые впечатления о городе и театре 80-летней давности: «На следующий день проснулись поздно и, взявшись за руки, пошли по городу. Много деревьев - каштаны, дубы, акации. Хорошие дома, большие улицы, но много и типично казахских строений. Встречаем людей - смуглых, черноволосых, с восточным разрезом глаз. Самое удивительное - горы со снежными вершинами. Они кругом, везде, куда ни погляди, словно город расположен в огромной воронке. Здание Театра оперы поразило меня своим великолепием. Его строители, видно, хорошо знали итальянское зодчество, но, влюбившись в орнаменты Востока, дали «зазвучать» этому зданию в удивительном сложном аккорде. Было часа четыре дня, время между репетицией и спектаклем, когда в театрах остается только охрана. Как было интересно увидеть зрительный зал с расписным потолком, огромное углубление для оркестра, большую сцену. Не знаю, сколько бы мы еще разглядывали люстры и роспись стен, если бы над ухом не раздался раздраженный голос молодого администратора: « Мы ее ищем по всему городу, а она разглядывает наш театр!»
И.о. директора Театра Владимир Стебловский сообщил ей: у нас две оперные труппы - русская и казахская, прекрасный оркестр, балет, есть очень хорошие певцы, но с режиссурой плохо. И прямо сказал - рады вашему приезду.
Наталие Ильиничне выдали продуктовые карточки и поселили тут же, в комнате администратора рядом с кассой. С жильем в Алма-Ате тогда была огромная проблема – в городе было очень много эвакуированных.
В те годы здесь в эвакуации был и легендарны актер Черкасов. Ему Наталия Ильинична с мыслями «если он не ответит, не переживать и уж, конечно, не обижаться» чуть позже отправит записку: «Уважаемый Николай Константинович! Простите за беспокойство. Знаю, вы крайне заняты, но тут у детей еще нет тюза… Задумала первый в Казахстане детский концерт. Филармония согласна. Если бы вы приняли участие - очень помогли бы всему этому делу. Мой телефон… Пусть мне позвонит кто-либо от вас и скажет, надеяться или нет на ваше участие. Может быть, вы меня помните — я раньше тоже работала в театре для детей. С уважением Наталия Сац».
Рано утром в гостиничном номере, где будет впоследствии жить Наталия Сац с дочкой, раздастся телефонный звонок - Черкасов. Уже вечером на киностудии, где шли съемки «Ивана Грозного», они будут обсуждать детский концерт. По воспоминаниям самой Наталии Ильиничны, в Алма-Ате ей была предоставлена полная инициатива: «Значит - вперед! Подобрать репертуар лучшим из артистов оперы, драмы, балета - мое дело. Концерт будет обращен к школьникам, но исполнительски должен быть очень сильным, чтобы папы, мамы и другие взрослые, которые придут, конечно, на этот концерт, через мастерство занятых в нем артистов по-настоящему ощутили, зауважали детскую радость. При мысли, что снова, как прежде, выйду на эстраду перед детьми и буду вести этот концерт, - погружаюсь в ту атмосферу, которая робко, но существовала в мыслях моих везде и всегда».
На концерте Николай Черкасов обратится к юной публике, среди которой, впрочем, были и взрослые, в том числе, секретари республиканского ЦК комсомола, руководители народного образования и искусства: «Дорогие ребята, я сегодня вместе с вами переживаю огромную радость. Вот я приехал в ваш город и удивился - у вас нет Детского театра. Я пошел к руководству и сказал: это неправильно, детям обязательно нужен свой театр. А сейчас, дети, к вам приехала Наталия Сац, и я верю, у вас будет театр, дети». Детский театр в Алма-Ате, как вы понимаете, открылся, даже два…
Но прежде прогремела опера в постановке Наталии Сац. Ее официально вызвал уже директор театра Стебловский, сообщил, что дирекция поручает поставить ей в казахской труппе «Чио-Чио-Сан» Пуччини на казахском языке, что на постановку, которая здесь никогда не шла, будут отпущены все необходимые средства, - о подборе из старых декораций и костюмов нети речи, все заново: «Все - по вашему усмотрению. Только одна просьба - займите Куляш Байсеитову в главной роли».
По воспоминаниям Наталии Сац, некоторые казахские артисты держались по отношению к ней надменно, русские – теплее, поскольку многие из них слышали о ней: «Стебловский побаивался «казахского соловья» - Куляш Байсеитову, недавно получившую звание народной артистки СССР, и особенно ее мужа Канабека, братьев-близнецов Ришата и Муслима Абдуллиных… Я артистов бояться не умела. Что среди казахских артистов много одаренных - с радостью заметила, но сближение наше шло небыстро… Как режиссера в казахской труппе меня совсем не знают. Даже наиболее кроткие занимают наблюдательски-выжидательную позицию. Это, конечно, давит. Да за последние годы и отвыкла я от решения больших творческих задач, которые всегда связаны с борьбой. Внешне держусь весело и независимо…»
14 мая 1944 года состоялась премьера оперы «Чио-Чио-Сан». Сказать, что она имела успех, значит, не сказать ничего. Успех был оглушительный и у зрителей, и у коллег, и у критиков! Этот день, по словам Наталии Ильиничны, был едва ли не самым дорогим в ее жизни: «Хотелось обнять всех артистов на сцене и в оркестре, в первую очередь Куляш Байсеитову за ее талант, за ее бережное несение в себе мною найденного, не расплеснутого – приумноженного».
Хотя с «казахским соловьем» отношения первой женщины – оперного режиссера складывались тоже непросто и не сразу: «Народная артистка СССР Куляш Байсеитова уже не очень молода, фигура не «ах», но на репетициях держится умно, своего премьерства не подчеркивает, раньше всех начала слушать и как-то реагировать на мои реплики. Мне начинает казаться, что все «три измерения» у Куляш значительнее: и понимание задач шире, и мечта любви выше, и трагедийное глубже… Ждала обратного, а от репетиции к репетиции все больше влюбляюсь в ее возможности. По отношению ко мне Куляш держалась выжидательно. Ее многочисленные дочери были постоянными посетительницами моих детских утренников. …В Куляш я влюблялась все больше и больше. Самые трудные мизансцены в сочетании с вокальными трудностями были ей по силам».
Уже после смерти артистки Наталия Сац напишет: «В 1957 году скоропостижно скончалась народная артистка СССР Куляш Байсеитова - та, которую я поняла не сразу, но, узнав, полюбила на всю жизнь. Перед ее талантом преклоняюсь. Дорогая моя, незабываемая Куляш! Как жаль, что нет ее больше на свете! Как благодарна я ей за то счастье взаимопонимания, которое, в общем-то, так редко бывает у режиссера и оперного артиста. Забегая вперед, скажу, что во время исполнения арии Куляш плакали не только зрители, но и защищенные своими медными трубами артисты оркестра, дирижер, да и весь технический персонал, жавшийся в кулисах…»
… Детский театр в Алма-Ате открылся уже через полгода после Великой Победы! 6 сентября 1944 года вышло постановление Совнаркома ЦК КП(б) Казахстана «Об организации в городе Алма-Ате театра юных зрителей». А уже в праздничный день 7 ноября 1945 года театр пригласил на два спектакля: утром юным алмаатинцам показали «Красную шапочку» в постановке самой Наталии Ильиничны, а вечером представили спектакль драматурга и режиссера Виктора Розова «Осада Лейдена».
Кстати, благодаря усилиям Наталии Ильиничны для театральных постановок было адаптировано и помещение первого звукового кинотеатра «Алатау» на проспекте Сталина (позже – проспект Коммунистический, а сейчас - проспект Абылай хана), где изначально расположился Театр юного зрителя.
Вот как она описала свой первый визит сюда: «Как-то артисты-москвичи завели нас в помещение бывшего кинотеатра «Ала-Тау». Импозантный фасад этого здания посмотрел на нас как-то косо: уж очень давно его не ремонтировали! А внутри! Эвакуированные сотрудники киностудии «Ленфильм» разместились в полуразрушенном бывшем кино - «в тесноте и в обиде». Отгородившись друг от друга шкафом или протянутой веревкой, на которой висели простыни, юбки и брюки, здесь жили многочисленные семьи киноработников. Как на гигантской сцене, на глазах у всех, они спали, ели, умывались, жарили на примусах картофельные оладьи… Пережидали тягостные месяцы войны, принося посильную пользу на съемках «Ивана Грозного». Но какие кинофильмы могли бы сравниться с этим фойе, вместившим столько жизней и столько судеб?»
Вначале спектакли шли только на русском языке. Но уже в июле 1946 года пьесой «Золотой ключик» на казахском языке в постановке самой Наталии Сац официально открылся и Казахский театр для детей и юношества.
В 1985 году указом Минкультуры КазССР коллектив Театра для детей и юношества Казахстана разделили на казахскую труппу и русскую. Первое время оба коллектива работали под одной крышей, позже русскому театру выделили отдельное здание. В 1995 году ему было присвоено имя его великой и великолепной основательницы, казахскому ТЮЗу - знаменитого драматурга Габита Мусрепова. В 1996-м году оба детских театра получили почетное звание «академический».
Театру юного зрителя в Алма-Ате Наталия Сац отдала 13 лет. Покинула Алма-Ату она в 1958 году. В Москве продолжила заниматься любимым делом, делом всей своей жизни. В 1964 году открыла – еще один первый в мире! – Московский детский музыкальный театр. Много гастролировала за границей, преподавала, в том числе в ГИТИСе, который окончила и сама, писала пьесы и либретто опер и балетов для детей, статьи по вопросам музыкального и художественного воспитания детей. Ее дочь Роксана Николаевна Сац продолжила дело своей великой матери – она служит заведующей литературно-педагогической частью в том самом Московском детском музыкальном театре (ныне Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н. И. Сац), сын Илья Сац тоже выбрал творческую профессию артиста цирка.
Наталия Ильнична Сац. Театральный и оперный режиссер, публицист, драматург, педагог. Член Союза писателей, профессор.
Герой социалистического труда, Народный артист СССР, Народный артист РСФСР, Заслуженный артист РСФСР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, премии Совета министров СССР и премии Ленинского комсомола.
Но прежде всего, Наталия Ильинична – «Мать детских театров мира». Это звание присуждено ей официально Международной Ассоциацией театров для детей и молодежи.