МОЛОДОЙ РЕЖИССЁР АЙДЫН САХАМАН К 55-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ АНСАМБЛЯ «ДОС-МУКАСАН» СНЯЛ НАРОДНУЮ КИНОСАГУ ПО СЦЕНАРИЮ ЕВФРАТА ШАРИПОВА, КОТОРУЮ, НЕ МУДРСТВУЯ, ТАК И НАЗВАЛ: «ДОС-МУКАСАН». НАД КИНОПРОЕКТОМ РАБОТАЛА КОМПАНИЯ ARAY MEDIA GROUP ПРИ СОДЕЙСТВИИ ГОСЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО. ФИЛЬМ ВЫХОДИТ В ПРОКАТ 29 СЕНТЯБРЯ [газетная статья].
«Дос-Мукасан» – вокально-инструментальный ансамбль, который создали студенты Казахского политехнического института во время работы студенческого строительного отряда в Баянауле в 1967 году. Идею названия ансамбля им подали европейские студенты, также работавшие в тех местах. Первыми исполнителями были Досым Сулеев («Дос»), Мурат Кусаинов («Му»), Камит Санбаев («Ка») и Александр Литвинов («Сан»). Клавишные, бас-гитара, ритм-гитара и барабаны – так начиналась легенда казахстанской эстрады, которой было суждено стать из самодеятельного студенческого ансамбля первым профессиональным ВИА Казахстана.
Фильм рассказывает историю о дружбе, музыке, таланте и первой любви. Уверен, что картина найдёт отклик у людей разных возрастов. Одни с удовольствие вспомнят свою молодость и посмотрят на экране историю становления своих кумиров. Другие увидят, что талант сможет преодолеть все преграды, ведь обычные студенты, будущие инженеры, смогли прославиться на весь Советский Союз и даже за его пределами.
Точка отсчёта в фильме – автокатастрофа в 2010 году на Кордайском перевале, когда погиб бывший солист «Дос-Мукасана» Бахытжан Жумадилов (его играет актер Рахман Омаров) и был тяжело травмирован Досым Сулеев (его играют Меиргат Амангельдин и Бахытжан Альпеисов). Находясь в больнице в полубессознательном состоянии, он вспоминает историю становления «Дос-Мукасана».
Реальный Досым Сулеев, крупный казахстанский учёный, ректор бывшего политеха, ныне – Казахского национального технического университета имени Сатпаева, выступил в роли главного консультанта фильма. И ничего не стал скрывать. Молодые люди исполняли собственные произведения на казахском и русском языках, благодаря им народные песни зазвучали в новой аранжировке.
Первоначальный состав «Дос-Мукасана» довольно быстро претерпел изменения. Из-за проблем с учёбой ушёл барабанщик Александр Литвинов (Никита Погодаев). Его место на барабанах в ансамбле занял Юрий Лим (Александр Ли). Место ушедшего из ВИА Камита Санбаева (Ельдос Шайкенов) занял Шарип Омаров (Артур Аскарулы), а солисткой ансамбля стала его жена Курманай Омарова (Айганым Сагынбаева).
Параллельно с этим разворачиваются три сюжетные линии: творческая, лирическая и социальная. Если Досым Сулеев, написавший тексты многих хитов ансамбля, является его мозгом, то Мурат Кусаинов (Максат Сабитов) – его душой. Именно Мурат, после того как Сулеев ушёл в науку, пошёл учиться в консерваторию, а «Дос-Мукасан» стал штатной единицей «Казахконцерта». Были и второй, и третий, и четвёртый составы «Дос-Мукасана», ставшего школой становления казахской эстрады, отсюда вышли Акжол Меирбеков, Булат Кусаинов, Арсен Баянов. Здесь Мурат познакомился со своей Сабирой (Зухра Тайпи), и его первая свадьба в ансамбле, куда вовлекаются всё новые семейные пары участников ВИА, снята в жанре синтеза индийского кино и мюзикла.
Не всё было гладко и безоблачно на творческом пути становления «Дос-Мукасана». Бывший их сокурсник и комсомольский работник Жарас Бахтиярулы (Абильмансур Сериков), став партийным функционером, всеми силами вредил более талантливым и удачливым в любви, чем он. Так, во время участия «Дос-Мукасана» во Всесоюзном конкурсе эстрадных ансамблей в Минске чиновник перед решающим выступлением «наводит» на ансамбль белорусский КГБ с помощью анонимки про фарцовщиков. Его жертвой становится солист ансамбля Нуртас Кусаинов (Шах-Мурат Ордабаев). Чинуша, метя в Мурата, даже не узнал, что в ансамбле работают два однофамильца. А в решающий момент, когда бас-гитара Мурата оказалась испорченной, свою гитару ему отдал руководитель «Песняров» Владимир Мулявин, а после выступления оставил её на память. Такое не забывается!
Создатели фильма скрупулёзно выписали эпизоды неповторимого времени 1960-1970-х годов: транспорт, архитектуру, одежду и, главное, дух времени, когда молодёжь сносила двери Дворца имени Ленина в Алма-Ате на первом сольном концерте «Дос-Мукасана», а в киосках «Союзпечати» в столице Казахстана продавался первый диск-миньон «Дос-Мукасана». Всего у ансамбля вышло четыре миньона, дважды о нём писал всесоюзный музыкальный журнал «Кругозор», а в 1978 году фирма «Мелодия» в Москве выпустила единственный диск-гигант, мгновенно ставший культурным раритетом.
Большая удача фильма – подбор актёров (пусть и непрофессионалов) на роли главных героев кинокартины. Единственно в этом не повезло Бахытжану Жумадилову: в юности у него был бобрик, переходящий в хайер, а не прилизанные волосы, а в зрелости певец был подтянут и в хорошей физической форме, а не полным, как в фильме.
В конце фильма режиссёр собирает всех героев на сцене Дворца республики на юбилейном концерте в 2022 году. Такого не было в жизни. В 2020 году от коронавируса умер Камит Санбаев. Но духовный код нации, заявленный режиссёром Айдыном Сахаманом в начале фильма, пройдя красной линией через всю кинокартину, блестяще завершился в её конце, давая зрителю повод для гордости за песни страны и её легендарный ансамбль.
Андрей ЧЕРНЕНКО