Примерное время чтения: 5 минут
23

Сага о шелковом пути

Копии древних фресок предлагают посетителям познакомиться с историей поближе. Они создаются группой молодых художников в рамках проекта по реставрации фресок.
Копии древних фресок предлагают посетителям познакомиться с историей поближе. Они создаются группой молодых художников в рамках проекта по реставрации фресок. / ПРЕДОСТВЛЕНО CHINA DAILY / из газетных материалов

Материалы предоставлены газетой China Daily ©2021 China Daily

КОПИРОВАНИЕ СТАРИННЫХ ФРЕСОК ПОДОБНО ДИАЛОГУ С ДРЕВНИМИ НАРОДАМИ И КУЛЬТУРАМИ. [газетная статья]

В древние времена монахи и художники месяцами, а порой и годами писали фрески в гротах вдоль Шелкового пути в Китае, что приводило к культурному обмену. Сейчас молодежь в КНР идет по их стопам и копирует фрески для охраны культурного наследия.

Последние пять лет Хань Маоюань провел большую часть времени, копируя фрески в гротах, в основном расположенных в пустынных районах провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района. Вместо того чтобы просто скопировать узоры и фигуры для создания рисунка на бумаге, художник перерисовывает их на глиняную доску, чтобы его работы были максимально похожи на оригиналы, включая потрескавшиеся, покрытые пятнами и разрушенные части оригинальных фресок.

«Эти копии предназначены для исследователей и туристов, которые не могут посетить пещеры», – объясняет 31-летний художник. Во многих пещерах, которые он посетил, находятся ценные фрески, возраст которых оценивается более чем в 1000 лет.

Изменения уровня влажности и температуры в пещерах, происходящие из-за их посещений людьми, могут нанести серьезный ущерб фрескам, поскольку они были в основном написаны с помощью минеральных пигментов.

В некоторых популярных у туристов гротах, открытых для посещений, таких как пещеры в уезде Дуньхуан провинции Ганьсу, находятся одни из прекраснейших произведений буддистского искусства в Китае. В целях защиты фресок пребывание туристов в пещере ограничено 15 минутами.

«Очень повезло, что у меня есть возможность изучить эти фрески с такого близкого расстояния», – говорит Хань Маоюань.

Однако выпавший шанс также означает множество трудностей. Иногда художнику приходится работать в пещере от пяти до семи часов. Хань Маоюань либо стоит на коленях, либо сидит на корточках, рисуя часами напролет, поскольку некоторые пещеры довольно малы.

Обычно гроты высекали в недоступных местах – в скале, пустыне или на горе. Чтобы добраться до цели, ему необходимо проделать длинный путь или подняться в гору, да еще с глиняной доской, весящей до 25 килограммов.

«Не думаю, что это сложно для меня. Я люблю фрески и получаю удовольствие от своей работы», – рассказывает он.

Художник окончил Сианьскую академию изящных искусств в 2016 году. Год спустя он стал участником проекта, организованного Школой живописи Гунби Китайской академии искусств в Пекине.

В рамках проекта сотрудников музеев, художественных школ и учреждений обучают копированию фресок и создают сплоченную команду для реставрации предметов старины.

Проект запущен в 2017 году при поддержке Китайского национального художественного фонда. Свои заявки на участие подали более 800 претендентов. В итоге была сформирована команда из 40 человек, в основном в возрасте от 20 до 40 лет.

После обучения в Пекине Хань Маоюань и его коллеги отправились в пещеры Кизил в Синьцзяне, входящие в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они созданы в период между III и VIII веками и считаются одними из крупнейших пещерных комплексов в Китае.

Хань Маоюань провел в Кизиле около двух месяцев и воссоздал две фрески. Копирование состоит из двух этапов: определить оттенки цветов на них с помощью цветовой диаграммы и установить, каким образом были написаны фрески. По словам Ханя, они похожи на скульптуры и включают слои цветов и следы резьбы, сделанные при помощи ножа. Фрески из гротов хранят в себе следы разных эпох и ремесел. Хань Маоюань старается также сделать копии более живыми, поэтому на создание одной работы уходит так много времени.

Хань Маоюань держит цветовую диаграмму, чтобы определить оттенки цветов на фреске в пещере Ах-Ай в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Хань Маоюань держит цветовую диаграмму, чтобы определить оттенки цветов на фреске в пещере Ах-Ай в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Фото: из газетных материалов/ ПРЕДОСТВЛЕНО CHINA DAILY

Однажды художник провел за работой четыре месяца. Он трудился над 1,7-метровой копией фрески в пещере Ах-Ай на вершине горы в Тянь-шаньском каньоне в Синьцзяне. Пещеру площадью 16 кв. м обнаружили в 1999 году. Чтобы добраться до нее, необходимо преодолеть часть пути на машине, далее пройти пешком и подняться в гору.

Чжан Цзянь, директор Школы живописи Гунби Китайской академии искусств, отмечает, что копирование фресок само по себе является своего рода искусством. Оно передает не только истинные чувства копирующего фреску художника, но и его концепцию искусства.

Цай Янцань, которая приняла участие в проекте вместе с Хань Маоюанем, говорит, что копирование фресок подобно диалогу с древними народами и культурами. Девушка может понять эмоции древних художников по нарисованным ими линиям.

«Если вы присмотритесь повнимательнее, то сможете обнаружить, что художник колебался над одной линией, но твердо нарисовал другую. Вы даже сможете сказать, чья работа лучше», – рассказывает 30-летняя художница.

Помимо самого написания работы, для копирования фресок крайне важно подобрать правильные минеральные краски.

По словам Цай Янцань, использованные во фресках пигменты всегда можно найти в окрестностях. Одни почвы имеют красный оттенок, а другие серо-зеленый. Таким образом, основными цветами некоторых фресок являются красный или зеленый. А раскапывание почвы – это часть их работы как художников.

Цай Янцань рассказала, что в рамках проекта по защите фресок в течение следующих пяти лет они посетят музеи за рубежом, где хранятся некоторые важные китайские фрески. Это поможет восстановить недостающие части буддистских фигур на фресках, такие как рот и глаза, после получения данных при помощи копирования.

Дэн Чжанъюй

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых