Первый казахский клоун начинал акробатом
Город-праздник Алматы у подножия больших белых гор по-прежнему зовет нас идти к вершинам, достигать высоких целей. И кажется, что люди, живущие в нем, должны быть по-особому талантливы, необычны и приветливы. Место, где волшебная луна, выплывая из-за гор, освещает тонущий в зелени город-сад, город мистического слияния неповторимых культур Европы и Азии полон судьбами интереснейших персон. Тех, кто неподвластен времени, обстоятельствам, для кого важнее всего оставаться собой. [газетная статья]
ЖИЗНЬ ПО БОЛЬШОМУ КРУГУ
В 1949 году 18 октября в Кустанае родился тот, кому было суждено стать первым казахским клоуном, – Алтай Альжанов. Отец из знаменитого воинственного рода адай Младшего жуза, мать – аргынка. Есть вольный и поэтичный перевод слова «аргын», «ар» – «красивый», «гунн» – свободный и веселый кочевой народ.
Гастроли… мельканье лиц, вокзалов, городов. Даже сынок Альжанова родился в Красноярске, жена всегда и всюду сопровождала мужа-циркача. Бывало, даже подрабатывала в бесконечных поездках, ведь кружили по всей громадной бывшей нашей державе: объездили все союзные республики от Сибири до Кушки, случались поездки и за кордон: Куба, Индия, Китай, Монголия...
И вот приближается знаменательная дата: Казахскому государственному цирку в конце июля – пятьдесят! Ну а в сердце артиста эта дата впечаталась накрепко. Алтай-ага хранит черно-белые фотографии, пожелтевшие афиши, первые цирковые наряды, награды с международных конкурсов. Труппа казахского цирка была организована в 1967 году, вошли в нее первые выпускники Республиканской эстрадно-цирковой студии.
Стационарного здания цирка в столице Казахстана тогда не было. Показ национальной программы «Медео», первой для казахстанского коллектива, блестяще подготовленной московским цирковым режиссером Георгием Васильевичем Перкуном, прошел 24 июля 1970 года в Саратове. Но уже в августе труппа дала первое представление в столице Казахской ССР, во Дворце спорта.
Два года спустя по проекту архитектора Владимира Кацева на фоне снежных вершин Заилийского Алатау и буйной зелени «яблочного» города выросло великолепное здание Казгосцирка, органично вписавшись в облик теплой Алма-Аты. Кстати, этот же архитектор спроектировал в столице Казахстана и другие культовые объекты – Медео и тот же Дворец спорта.
Через шесть лет режиссер Виль Головко поставил в казахском цирке новую программу «Земля чудес». Она состояла из шести новелл и раскрывала традиции казахского народа. В музее цирка по сей день хранятся трогательные раритеты ушедшей эпохи: фотографии, костюмы, награды. Напоминание о том славном прошлом, когда любили и ценили искусство цирковых актеров.
«ШУТ БЫЛ ВОР…»
С большим уважением Алтай Альжанов вспоминает первого директора Республиканской эстрадно-цирковой студии Гульжахан Галиеву, личность для того времени неординарную, гордую, смелую, со шлейфом легендарной героической биографии. Именно она организовала «Казгосцирк» и знаменитый ансамбль «Гульдер». Участник первого представления, Алтай-ага работал два номера: основной как клоун, с репризами и другой, с акробатами-прыгунами на подкидных досках.
Дело в том, что до поступления в Республиканскую эстрадно-цирковую студию он усиленно занимался спортом, имел первый разряд по спортивной гимнастике и акробатике. –
Изначально ведь меня взяли в труппу как акробата. Потом в Алматы приехал Георгий Васильевич Перкун, заслуженный цирковой режиссер-постановщик, человек огромного обаяния, и он-то сумел во мне разглядеть, раскрыть задатки клоуна», – вспоминает ветеран цирка. – Меня покоряла бесшабашная атмосфера общения артистов цирка как самых близких друзей. Царила среди нас взаимоподдержка, иначе в круговерти гастрольных туров вдали от дома нам пропасть. Куда бы ни забрасывала лихая судьба, мы, ловкачи-трюкачи, неизменно легко и привычно обустраивали на время гастролей свой Дом артистов цирка.
Походка у Алтая до сих пор восхищает: легкая, пружинистая, и нрав – добрый. Иначе как бы удалось разговорить его поздней ночью во время дежурства. Пенсия у заслуженного работника цирка не такая, чтобы позволяла ветерану выжить в сложное время. Вот и приходится охранять сутками двор, где живут состоятельные господа.
Алтай-ага считает, что нынче молодежь не привлекает эта трудная и необычная профессия, и очень мало решивших посвятить себя древнему искусству клоунады. Первый казахский клоун называет себя учеником великого Леонида Енгибарова, «клоуна с осенью в сердце», оставившего после своей ранней гибели пронзительные новеллы и эссе. Ему Высоцкий посвятил эти строки:
Шут был вор.
Он воровал минуты –
Грустные минуты тут
и там…
Вот и мы…
Пока мы вслух ворчали:
«Вышел на арену, так смеши!».
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души…
КЛОУН ДОЛЖЕН БЫТЬ СЕРЬЕЗНЫМ
Фрагмент ироничного дневника Леонида Енгибарова: «Человек, надевший большие башмаки и клетчатые штаны… Юмор должен начисто отсутствовать, человек, наделенный чувством юмора, не только не станет клоуном, но даже не сможет загримироваться. Его начнет разбирать смех, начнут душить колики – как он, вполне нормальный человек, на свой нос клеит огромную красную грушу с лампочкой внутри. Он не выдержит, увидев себя в зеркале в зелено-рыжем парике. Клоун должен быть абсолютно серьезным человеком. Жизненный опыт должен быть как можно более обширным, переменить десятки профессий, чтобы убедиться в своей полной непригодности для любой работы и службы... И тогда выход один – на арену! Здоровье должно быть отменное, богатырское, жаботинское, в цирке вас подстерегает масса сюрпризов».
Все сказанное в полной мере относится к жизни любого циркового клоуна, и Алтай Альжанов, конечно же, не исключение.
«Вы будете дышать пылью, поднятой метлами униформистов. На вашу голову будут падать с купола трапеции, блоки, гайки и другие предметы с плохо закрепленных воздушных аппаратов. За кулисами вас будут кусать собаки и медведи, готовящиеся к своему выходу, а поэтому очень чувствительные и нервные. В цирковом буфете вас будут так кормить... Лучше заранее наметить часы для посещения терапевта. Клоун обязательно должен быть женат. Тогда у него не будет несчастной любви и в его творчестве не будет темы «Смейся, паяц, над разбитой любовью», а это значит, ему уже обеспечена благожелательная критика».
Способность к творчеству клоуну иметь совершенно не обязательно, даже наоборот, клоун должен быть своим, простым (безо всяких «измов», склонностей и колебаний) парнем. Он должен часто повторять истины: «Цирк есть цирк!», «Мы не опера, мы цирк», «На руках стоишь – хлеб ешь» и т. д. И лишь после этого клоун прослывет патриотом цирка и приобретет среди коллег много друзей. А проблема репертуара несущественна и проста. Еще ни один клоун не имел собственного репертуара.
Алтай Альжанов прожил совсем не смешную творческую жизнь, но никогда не изменял себе и тем правилам, которые изложил в своем дневнике Леонид Енгибаров.
У первого клоуна казахского цирка по-прежнему удивительно доброе сердце, некая исцеляющая магия личности, которую я ощутила во время нашей ночной беседы в алматинском дворе… Впрочем, не только я. Этот светлый и мудрый человек помогает всем, кто в этом нуждается, даже если это случайный прохожий. А доброта, пусть и самая малая, это поступок. Помоги нам, милый славный клоун, почаще их совершать…
Алия АХЕТОВА, Кокшета