«ЧЕСТНЫЙ РЕБЕНОК ЛЮБИТ НЕ ПАПУ С МАМОЙ, А ТРУБОЧКИ С КРЕМОМ», – ЗАЯВИЛ В ПОЛЕМИЧЕСКОМ ЗАПАЛЕ ОДИН РУССКИЙ ПОЭТ-САТИРИК. ЕВГЕНИЙ ТИТАЕВ, ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ИЗ СЕМЕЯ, ТАКЖЕ СЧИТАЕТ ИСКРЕННОСТЬ ГЛАВНОЙ МЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ, АДРЕСОВАННОМ ДЕТЯМ. [газетная статья]
ПОЛУСКАЗКИ-ПОЛУБЫЛИ
Евгений Титаев никогда не был на море. Ну, не довелось. В детстве много хворал, подолгу не вылезал из больниц, в юности время было занято учебой, в зрелом возрасте – работой. Писательством. Оно-то и помогло ему повыше взлететь над земной твердью и увидеть «всего лишь одну волну», которой хватило, чтобы получилась история про мальчика, стоящего на морском берегу с бутылкой изпод лимонада и обнаружившего среди водорослей пеструю ракушку. Она нужна пацану позарез, для обмена на зеленый сержантский погон, который пока хранится у Шурика, друга, чей брат служил на границе. Всего-то осталось – выудить ракушку и чтобы Шурик согласился. Но морской перламутровый завиток трудно раздобыть из-за неусыпного контроля мамы, которая, вся такая красивая, лежит на надувном матрасе и только делает вид, что читает.
Бог с ним, с морем, на суше тоже происходит много чего интересного. Например, можно равнодушно пройти мимо стайки из трёх одуванчиков, а лучше, как сказочник Титаев, прислушаться к их разговору. В «Дороге чародеев» школьные будни убедительно перемешались с фантастическими историями. Некоторые эти полусказки-полубыли вошли в сборник книжной серии «Абай әлемі», которую выпускает акимат Восточно-Казахстанской области. Большой ему за это респект. Два года назад, к вековому юбилею восточно-казахстанского литобъединения «Звено Алтая», Усть-Каменогорск и Барнаул скооперировались и выпустили роскошный подарочный том «Солнечный круг», собравший под яркой обложкой творчество писателей ВКО для детей, в котором Евгений Титаев представлен заслуженно и достойно. Книжку приятно взять в руки, рассматривать дивные иллюстрации, погружаться в тексты, полные света и радостной надежды. Если такие ощущения нужны взрослым, то дети без них просто не могут обойтись. И ведь не поспоришь с Александром Сергеевичем Пушкиным, чья мудрость запечатлена на начальной странице сборника «Чтение – вот лучшее учение».
КОСТЁР ДЛЯ МАЛОЛЕТКИ
Как мастерица достаёт из заветного сундучка то лоскут затейливой ткани, то прозрачную бусину, примериваясь, для чего они могут сгодиться, так и у детского поэта ли, писателя есть своя чудо-шкатулка с сюжетами, наблюдениями, рифмами, припасенными к случаю. Евгений Титаев в этом плане универсален. Перо у него многожанровое, художественно-прихотливое. Да и судьба не обделила поворотами, испытаниями, которые для одних стали бы неодолимыми, а для Евгения – отправной точкой, базой для осознания себя как личности, наделенной точной интуицией, умением проникать в душу вещей. Он убежден, что всё сущее на земле – живое. Вплоть до камушка и сухой костяшки. В три года для него стали живыми буквы, которые быстро выучил. В четыре начал читать и тогда же на всю оставшуюся жизнь прикипел к литературно-художественному журналу для школьников «Костер». Он и свои первые стихи антивоенно-патриотического содержания туда отправил, получив доброжелательный ответ, что надо учиться у классиков. Получатель сего редакционного послания был в ту пору четвероклассником. Потом Евгению ещё не раз посоветуют заняться чем-нибудь другим, а не писаниной. Он и займётся. Закончит по совету мамы медицинское училище. Потом филфак Семипалатинского пединститута. Из-за сочетания медицины и педагогики с тех пор именует себя медогогом, что вполне оправданно, потому что первая профессия помогла не только разобраться в личных проблемах со здоровьем, но и получить второй разряд по горному туризму, а вторая – преподавать поэтику детям в татарской школе и ставить с ними спектакли по собственным сценариям.
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ВЕШАЛКИ И АВТОРУЧКИ
Словом, он не внял советам доброхотов, сочинительство не бросил, и оно, будто в благодарность, получалось все лучше… Считает, что ему сильно повезло с наставниками. На всесоюзных семинарах молодых писателей довелось плотно общаться с Анатолием Алексиным, Альбертом Лихановым, Ириной Токмаковой, признанными классиками в жанре детской литературы. А теперь, когда есть опыт, признание, членство в писательских союзах и множество изданных книг, предпочитает учиться у детей. Даже не столько учиться, сколько сверять свои мысли с их взглядами и ощущениями. Нередко они встречаются под крышей детской библиотеки, и ребята с удовольствием включаются в придумывание разных историй. Например, про обычную шариковую ручку. Вот лежит она, такая серая и неприметная, и вдруг упал на нее солнечный луч. Тут-то она и понимает, что должна написать радостное письмо или объясниться кому-нибудь в любви. Просто надо, чтобы взял ее в руки хороший человек. А одна девочка предложила сочинить сказку, вы не поверите, про школьную вешалку, которая ждёт не дождётся, когда дети вернутся с каникул и ей снова станет тепло под их одёжками.
Светлана СИНИЦКАЯ