32

Джаз – это свобода

В ПЯТЬ ЛЕТ У НАСТИ ПЕТРОВОЙ СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ, КОТОРЫЙ СИЛЬНО ВСКРУЖИЛ ЕЙ ГОЛОВУ. ПОЭТОМУ МУЗЫКОЙ ОНА СТАЛА ЗАНИМАТЬСЯ СО ВСЕЙ ИСТОВОСТЬЮ ОДАРЕННОЙ НАТУРЫ. И ПРИ ПОДДЕРЖКЕ РОДИТЕЛЕЙСКРИПАЧЕЙ. [газетная статья]

Но на седьмом году обучения в замечательной байсеитовской школе, при всех успехах и похвалах, что-то пошло у Насти не так. Она разочаровалась в классической музыке, в ее строго определенных канонах и даже подумывала податься в пловчихи, потому что и в спорте у нее все неплохо получалось. Мама решила использовать последний шанс и привела Настю к известному джазовому пианисту Владимиру Демченко.

Анастасия: «Мама хотела, чтобы я взяла у него пару уроков. Но когда он сел к инструменту и сыграл балладу Билла Эванса, я увидела в его пальцах столько свободы и полета, что сразу поняла: это мое».

Так «конфликт интересов» был исчерпан, и Настя начала осваивать новую музыкальную территорию. Здесь ведь можно исполнять не только то, что написал композитор. Сыграна мелодия, джазовый стандарт, и наступает твоя соло-секция, которая широко открыта для собственных фантазии и интерпретации.

Анастасия: «Импровизация зависит от настроения, и каждый раз все получается по-новому. Ты никогда не знаешь, выходя на сцену, как это произойдет. В этом и радость, и сложность. Здесь и сейчас. Сыграл – и ушло. Поэтому музыканты, бывает, записывают джазовые альбомы с первого дубля».

Она пробует себя как композитор, ей нравится сочинять, выражая свои ощущения. Когда хочет написать новую пьесу, разбирается сначала с настроением. Эмоция рождает музыкальную идею, она как бы костяк, на который нанизывается вся композиция. Эмоций немало. Кроме основных, радости и грусти, их составляющие – ностальгия, одиночество, эйфория, потеря близкого человека, ощущение дружбы…

Анастасия: «Очень скучаю по родному городу, лучшему на земле – Алматы. По друзьям. За последние пять лет бывала у себя короткими наездами. А теперь из-за пандемии вообще непонятно, когда удастся вырваться домой».

Все эти годы Анастасия Петрова живет в Бостоне. Отучилась в Berklee College of Music, который входит в позицию лучших высших учебных заведений мира. Причем настолько успешно, что получила полный грант на учебу в магистратуре Беркли, куда ежегодно приглашаются по 20 лучших музыкантов со всего мира. Сейчас занятия у магистрантки из Казахстана близятся к концу, осталось только защитить диплом, или, как это здесь называется «тезис».

Тезис Насти представляет собой музыкальный альбом, состоящий из семи композиций, связанных общей темой. У темы есть важная сверхзадача, сформулированная достаточно непросто: пробуждение социального активизма. Иными словами, джаз может вдохновлять людей. Это такая новая городская идеология жизни. Нам бы, наверное, она тоже пригодилась…

Анастасия: «Наурыз я каждый год отмечаю с казахстанскими ребятами, студентами Бостонского университета. Вот уж когда оттягиваемся по полной, с бешбармаком, баурсаками, настоящим казахским чаем. Я играю аранжировки кюя Адай, Гакку, народных песен «Япырай», «Карлыгаш». Даже устраивала сольные концерты. Джаз в стиле фолк привлекает людей. Мелодии, написанные для домбры, хорошо перекладываются на фортепиано. Казахская музыка полиритмична, кюйши писали ее, подбирая к словам. Музыкальный размер не всегда с ними совпадает, и это тоже создает джазовые ритмы, прерывистые, синкопические».

Недавно Настя участвовала в международном онлайн-конкурсе джазовых исполнителей, организованном фондом Internation Music Bridge, который возглавляет Алексей Саранчин, известный украинский джазовый пианист и композитор. Миссия фонда, как видно из названия, – с помощью музыки создавать мосты между странами и народами. Жюри конкурса единодушно присудило Гран-при нашей Анастасии Петровой. Стало быть, еще одним добрым мостом у Казахстана стало больше.

Светлана СИНИЦКАЯ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество