Примерное время чтения: 9 минут
138

Дворы и дворцы двух друзей

Рустам Сулейманов и Александр Зайберт.
Рустам Сулейманов и Александр Зайберт. из газетных материалов

Счастливые люди похожи друг на друга. Но путь к счастью у каждого свой

ЕЖЕГОДНЫЕ КОНКУРС И ФЕСТИВАЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В ТВЕРИ «РУССКИЙ ЖАНР», ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ ПОЭТА И ПЕВЦА МИХАИЛА КРУГА, В ПРОШЛОМ ГОДУ НЕ ПРОВОДИЛИСЬ ИЗ-ЗА КАРАНТИНА. ЭТИМ, НАВЕРНОЕ, И ОБЪЯСНЯЕТСЯ, ЧТО В НЫНЕШНЕМ, 2021-ОМ, КОГДА ЖЕСТКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СНЯЛИ И РАЗРЕШИЛИ ПЕРЕЛЕТЫ-ПЕРЕЕЗДЫ, УЧАСТНИКОВ БЫЛО КАК НИКОГДА МНОГО – НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ. [газетная статья]

ОДИН ЖИВОЙ ГОЛОС

Каждый из них прошел предварительный онлайн-отбор. Среди тех, кто получил приглашение в Тверь, был и казахстанец Александр Зайберт из Петропавловска.

Лет десять он мечтал поучаствовать в этом конкурсе (одном из самых престижных в России), и вот – сбылось. Правда, до этого (и для этого) ему пришлось пройти долгую дорогу, одной из заметных вех на которой стало второе место в Калининграде на традиционном конкурсе «Хорошая песня».

Конкурс в Твери начался 1 июля, утром. Когда объявили его фамилию, Зайберт вышел на сцену с волнением: такое авторитетное жюри во главе с заслуженным артистом России Александром Левшиным, более 30 лет выступавшим с примадонной российской эстрады Аллой Пугачевой. Но волнение прошло, когда он стал исполнять свою песню «Напутствие друзьям» на стихи казахстанского поэта Рустама Сулейманова, одобряющий взгляд которого Зайберт поймал из зала.

Конкурс закончился поздним вечером, но жюри еще совещалось целых полтора часа. Наконец, ведущий объявил: «Первое место в конкурсе присуждается Александру Зайберту, Республика Казахстан». Мечта сбылась с «перевыполнением»!

По словам организаторов, главная цель конкурса и фестиваля «Русский жанр» – поиск новых имен, новых звезд. Что ж, если продолжить эту мысль, то в Твери зажглись сразу две новые звезды, обе из Казахстана – музыкант Александр Зайберт и поэт Рустам Сулейманов.

Но настоящий триумф пришел к этому творческому дуэту чуть позже – когда из Москвы пришло приглашение принять участие в гала-концерте «Новые лица – прежние идеалы», который был намечен на 12 сентября нынешнего года в Государственном Кремлевском дворце – одной из самых престижных концертных площадок в мире.

– Во время репетиции мне поставили не ту аранжировку, какую надо, – вспоминает Александр. – Я со сцены бегом к звукоинженерам. Вы видели, какой зал в этом дворце? Огромный – на шесть тысяч мест. Пока к пульту добежал, дал нужную аранжировку, пока назад на сцену прибежал – запыхался. Как петь? А главный режиссер концерта – женщина весьма строгая… Но начал петь и постепенно отдышался.

– Дело в том, что Саша поставил «минусовку», и начал на прогоне петь вживую, – вспоминает тот день Рустам. – Я находился в зале и слышал, как режиссерша спросила своих ассистентов: откуда, мол, этот парень? Ответили, что из Петропавловска. Она так удивленно: «С Камчатки что ли?». «Да, нет, поближе, из Казахстана», – уточнили ассистенты. «Молодец, пусть поет вживую», – благословила главреж.

Между прочим, Саша – единственный, кто пел на гала-концерте вживую, добавил Рустам.

– Все остальные – под «фанеру». В том числе две мега-звезды российской эстрады. Только музыкальный продюсер предупредил Сашу: если во время исполнения забудешь слова – голову откручу.

Зайберт слова песни не забыл. После того, как стихли аплодисменты, он поблагодарил организаторов концерта и зрителей за теплое и искреннее отношение к казахстанцам. А потом добавил буквально следующее: «Особое спасибо поэту Рустаму Сулейманову за его прекрасные стихи и за его любовь к людям». Аплодисменты зазвучали снова.

ПОЭТ

Рустам родился в Петропавловске, учился в местной школе. Кроме уроков, которые, надо сказать, давались ему легко, особенно математика, занимался со сверстниками акробатикой, научился играть на гитаре. Много читал, в том числе стихи, что постепенно подвигло его на новое увлечение – декламацию. А затем – к успешным выступлениям на городских конкурсах чтецов.

Школу он закончил в Алма-Ате, куда переехали его родители. С золотой медалью. Там же успешно окончил институт народного хозяйства по специальности, где как раз была нужна особая склонность к математике – «экономическая кибернетика». В 1997 году Рустам Сулейманов пришел на работу в казахстанскую газотранспортную систему, и с тех пор в ней и трудится.

… В канун нулевых годов с газификацией, мягко говоря, было – хуже некуда. Юг страны не был исключением.

– В Чимкенте, в самом центре города, из-за отсутствия газа люди готовили еду на кострах во дворах многоэтажек, – вспоминает Рустам. – Взрослые дрова подкидывают, кашеварят, рядом дети грудятся, закопченные. Аж больно было смотреть.

Денег в казне страны не хватало, поэтому финансировать газификацию, в первую очередь, надо было самим жителям. Рустам с коллегами обходили дома, квартиры и дворы, собирали людей, объясняли им все доходчиво и популярно. Работали с 7 утра и до поздней ночи. Дело потихоньку сдвинулось с мертвой точки, а потом пошло повеселее. В прямом и переносном смыслах.

– Как-то возвращаемся с коллегой домой. Уже за полночь, – делился со мной Рустам. – Подходим к подъезду, где квартиру снимали, глядь – мужики, человек десять, кого-то поджидают. Мы насторожились. Один, наверное, главный, нас спрашивает, вы, мол, здесь проживаете? «Да», – отвечаю. Еще раз пригляделись к компании – вроде, агрессии не видно: кто курит, кто на скамейке с другими переговаривается. Ну, тот мужик, что спрашивал, удостоверившись, что нашел нужных жильцов, говорит: «Вы, ребята, не против газификации? Тогда скидывайтесь. К нам спецы приехали, будут газ проводить в дома». А я ему, мол, мы те самые спецы и есть. Он чертыхнулся да увел свою компанию. То есть настрой у людей был правильный, активный. Поэтому Чимкент газифицировали сравнительно быстро.

В один из дней беседовали мы с Рустамом за ароматным кофе, и я его спросил: с твоей работой все более или менее понятно, а вот когда ты за стихи взялся?

– Четыре года назад, – отвечал Рустам. – Был в Грузии, увидел место, о котором в детстве читал у Лермонтова: «Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры…». Как-будто что-то толкнуло меня внутри… Пока летел домой, написал два четверостишья. Показал друзьям.

– Если не секрет, кому именно? – поинтересовался у Сулейманова.

 – Школьным друзьям. Из Алма-Аты, Петропавловска, с которыми дружим с детского сада, с трех лет, – отвечал Рустам. – Они самые близкие. Мы каждый год с ними собираемся, вспоминаем былое, поем под гитару… Получилось, что спустя время издал сборник «Мысли вслух».

– Там как раз есть «Напутствие друзьям», – заметил я. – А как стихи попали к Зайберту?

– С ним меня познакомил мой близкий друг на встрече одноклассников в Петропавловске. Я подарил ему свою книгу. А буквально через пару недель Саша прислал мне первую песню. Это было непередаваемое чувство…

МУЗЫКАНТ

Александр Зайберт – музыкант в четвертом поколении. Понятно, главное влияние на него оказал, конечно, отец – Юрий Федорович, который написал более ста песен, стал заслуженным деятелем культуры, членом Союза композиторов Республики Казахстан.

После окончания школы, а к этому времени он отучился и в школе музыкальной, да окончил музучилище по классу фортепьяно, Александр поступил в Харьковский авиационный институт. Но, проучившись год, понял: это не его. А вот музыка – да! В общем, голос крови вернул его в родной Петропавловск. После армии дома обустроил в квартире музыкальную студию.

– А как вас с Рустамом судьба свела? – спросил я Александра.

– Вот именно, свела, – отвечал он. – Оказалось, что мы с ним учились в одной школе – 10-ой, имени Крупской. Он только на год старше. Виделись в коридорах, здоровались, но близко не общались.

– А теперь, как я понял, и дружба, и совместное творчество? Кстати, «Напутствие друзьям» ты впервые на конкурсе в Твери спел, а потом уже в Кремлевском дворце?

– Нет. Сначала во дворе, – ответил Зайберт и пояснил, – в одном микрорайоне Петропавловска.

… Во время жесткого карантина, кто помнит, была такая мода у городских властей (не только Петропавловска): заваривать двери подъездов. Чтоб наверняка никто из неразумных не вышел к бушующей заразе.

А в доме Зайбертов двери функционировали в прежнем режиме. Этим он и воспользовался. Погрузил звуковые колонки в багажник своей машины, взял микрофон, приехал в один из дворов и устроил среди пятиэтажек концерт. Люди открывали форточки, прижимались к окнам и слушали. Кто постарше – вытирали слезы. А кто помоложе – обменивались сообщениями в сетях. Одно мне показалось интересным. Дословно не запомнил, но смысл такой: хоть бы полиция не приехала, а то мужика накажут!

Я не стал спрашивать музыканта, какой концерт ему дороже – в том дворе или в том дворце: ответ был в его глазах.

…Рустам и Александр – счастливые люди. И каждый из них к счастью шел своей дорогой.

Александр – через поиск себя, своего главного дела, через осознание простого, но редко выполняемого большинством «арифметического» правила: чем больше отдаешь другим, тем ты станешь не богаче.

Рустам, уже сформировавшийся человек с математическим складом ума и романтическим складом характера, неосознанно искал внутреннюю гармонию. Стремление к творчеству, если оно берет начало из далекого детства: стихов, песен с друзьями или из чего-то иного, обязательно даст свой результат. А поворотным моментом к этому может послужить что угодно: прочитанная книга, увиденное полотно мастера или чарующая красота холмов и рек Грузии, воспетых великими Пушкиным и Лермонтовым.

…У творческого дуэта Сулейманов-Зайберт в этом году вышел первый совместный диск. Впереди у них большие планы. Это значит, что они еще обязательно порадуют не только своих друзей, но и всех, кто услышит их песни.

Михаил ЧИРКОВ, обозреватель

Оцените материал
Оставить комментарий (0)